|
Конспект и презентация к уроку чтения в начальной школе коррекционной школы VIII видаКонспект и презентация к уроку чтения в начальной школе коррекционной школы VIII видаТема: «Чтение таблиц слогов и слов. С Маршак «Белая страница». Цели: отрабатывать технику плавного послогового чтения, вырабатывать навыки осознанного интонационно – правильного чтения текста, умение работать над содержанием произведения; коррекция словесно – логического мышления, образного мышления, устойчивости и распределения внимания, общеречевых навыков, расширять кругозор и словарный запас; воспитывать интерес к чтению, усидчивость, любовь к природе родного края. Оборудование: выставка книг С. Маршака, портрет писателя, буквенные кубики, таблицы слогов и слов, цветные карандаши, элементы игры «Птицы», слайды презентации по теме урока, мультимедийная установка. Ход урока. I Психолого – педагогическая настройка. 1. - Чему учимся на уроках чтения? - Зачем надо уметь читать? 2.Артикуляционная гимнастика.
- Активно работая на уроке все вместе, вы сможете собрать игру и поиграть во время г. п. д. Будьте внимательны, наблюдательны и старательны во время урока. II Повторение изученного. 1.Повторение алфавита способом пения на мотив детской песенки. / «В лесу родилась ёлочка» / Вспомним и споём алфавит: А Бэ Вэ Гэ Дэ Е Ё Жэ Зэ И И краткое Ка эЛ эМ эН О Пэ эР эС Тэ У эФ Ха Цэ Че Ша Ща Ъ Ы Ь Э Ю Я 2.Чтение слоговых таблиц способом пения на темы детских песен о зиме. /«В лесу родилась ёлочка»/ Са – ма – ха – ас – ам – ах – ух – ох Ау – уа – ум – ам При – пры – про – пра – пру – пре – при – прэ Впри – впры – впро – впру – впре – впри Сна – сну – сне – сны – снё – сню – сни – сня Стра – стри – стро – стры – стре – стря - Какое время года наступило? - Чем отличается зима в нашем городе от осени? /почти не отличается, редко бывает снег/. 3.Дыхательная гимнастика. - На улице нет снега, но я вам принесла на волшебных варежках снежинки. Сдуйте снежинки с варежки. Сдувая, проговариваем слоги: фу – фо – фю. 4.Работа по выработке интонационно – правильного чтения. - Посмотрите за окно и составьте предложения о погоде. Прочитайте предложения, передавая голосом правильную интонацию: Ка – ко – е чу – дес – но – е ут – ро! Какое настроение у человечка на экране? С какой интонацией прочитаем предложение?
На – сту – пи – ла зи – ма. Какое настроение передадим при чтении этого предложения? Ког – да вы – па – дет снег? Какой знак стоит в конце предложения? Какую интонацию в голосе передадим при чтении? 5. Повторение изученного ранее произведения. - Расскажите, о каких зимних забавах детей читали на прошлом уроке? Из двух картинок выбрать нужную. - Нравилось ли Сёме кататься с горки на санках? Подтвердите свой ответ строчками из текста. - Расскажите, как Мороз пытался прогнать мальчика с горки? - Какое настроение Мороза передаёт автор в последних строчках рассказа? Прочитайте эти строчки весело, доброжелательно. III. Физ. минутка. В ГОСТЯХ У ДЕДА МОРОЗА. IV Изучение нового материала. 1. Вводная беседа. А теперь представим, что мы с вами художники. Слова мы не напишем, а нарисуем. Какие краски вы возьмёте, чтобы нарисовать слова: «зима», «снег»… «песок»… «солнце»… «море»… . - Почему к словам «снег», «зима» подобрали белый цвет? - Какая земля, покрытая порошей? Пороша – слой только что выпавшего снега. 2-Сегодня мы познакомимся со стихотворением С. Маршака «Белая страница». Самуил Яковлевич Маршак – один из лучших детских поэтов нашей страны. В трудные для страны военные и послевоенные годы Самуил Маршак вёл большую работу по организации помощи детям. В Краснодаре он организовал целый «Детский городок» - классы, мастерские, кружки и, в центре всего этого – детский театр, для которого он сам писал пьесы – сказки. Так началась его дружба с детьми, и он понял, что его настоящее дело в жизни – работать для детей, писать для них книжки, учить их, помогать им расти, радовать их, воспитывать их. Он хотел, чтобы дети вырастали умными, честными, добрыми, смелыми людьми, чтобы они любили книгу и книга помогала им жить. Знакомя детей с жизнью природы различных мест и в разные времена года, Маршак написал цикл «Разноцветная книга». Вы сами определили цвета, которые подходят к словам. Вот и Маршак, определяя цвета к предметам, страницу о зиме назвал «Белая страница». 3.Чтение стихотворения учителем: Рефлексия: - Где увидел следы автор? /земля, покрытая снегом, где оставляют свои следы…/. 4. Проверка первичного восприятия. 5. Отработка техники чтения сложных слов: /чтение трудных слов хором из книги/: печать / пе – ча – тать/ от – пе – ча – тать/ от – пе – ча – та – лись/ - Что значит «отпечататься»? /оставить след на чем – либо/. 6. Чтение текста с учащимися хором. - Какие следы оставили птицы? 7.Чтение текста учащимися самостоятельно «бубнением». - Следы какого животного увидел на снегу автор? V Закрепление изученного материала. 8. Чтение «цепочкой» по абзацам: - Как лиса маскирует, прячет свой след? - Следы каких птиц увидел автор? - Какой след оставили полозья? Полозья – гладкий, скользящий, загнутый спереди брус, пластина. - Когда оставили следы калош внук и дед? - На что похожи следы животных и людей, оставленные на снегу? 9. Гимнастика для глаз. 10. Работа по содержанию произведения. - Как прыгали птицы? Как мы должны прочитать эти строчки? /коротко, отрывисто/. - Что автору напоминает цепь следов на снежной глади? - О чем можно узнать по черточкам и точкам, оставленным на снегу? VI Итог урока. - Следы каких животных и птиц можно увидеть на снегу зимой и видели вы? /надо быть внимательными и наблюдательными, чтобы узнать, кто ходил по снегу/. /белка, лиса, заяц ворона, воробей, синица, голубь…/ - Как вы готовитесь помогать птицам в снежную холодную зиму? /готовим кормушки, корм для кормушек/. Рецензия на урок чтения по теме «Чтение таблиц слогов и слов. С. Маршак «Белая страница» для учащихся 2 класса школы VIII вида (государственная программа под общей редакцией И.М. Бгажноковой / Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида – М: «Просвещение», 2005.)
В ходе урока решались задачи : отрабатывать технику осознанного, интонационно – правильного чтения, расширять кругозор, словарный запас, коррекция логического мышления, словесно – логической памяти, расширять объём восприятия путём включения в работу различных приёмов и методов обучения. Воспитывать интерес к получению новых знаний, добросовестность при выполнении заданий, формировать навык работы в коллективе. Воспитывать уверенность в своих силах, проявлять свои возможности при выполнении заданий. При подготовке к уроку были учтены задачи развития учащихся в коррекционной школе – гуманизация отношений в коллективе учащихся, создание условий для раскрепощения личности ребёнка, раскрытие и выражение его потенциальных возможностей, творчества, инициативы. Урок имеет практическую и воспитательную направленность. На данном уроке были выбраны способы взаимодействия: учитель – ученик, ученик – ученик, т. к. они дают возможность при объяснении материала, изучении нового материала учителю увидеть степень осознанности его учеником, проявлять самостоятельность при выполнении учащимися видов работы. На уроке использовались различные приемы, методы и технологии обучения:
При проведении урока учитывались психические и психологические особенности учащихся: задания давались дифференцированно, согласно установленным для обучения программам. В целом, урок прошел в хорошем темпе, насыщен различными видами деятельности, что обеспечивает занятость всех школьников с учетом их способностей. |
Loading
|