Центральный Дом Знаний - Конспект и презентация "Музыкальная страничка" для проведения недели музыки в школе

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Как Вы планируете отдохнуть летом?
Всего ответов: 922

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Конспект и презентация "Музыкальная страничка" для проведения недели музыки в школе

Конспект и презентация "Музыкальная страничка" для проведения недели музыки в школе

«Музыка должна высекать огонь из души человеческой»

ЛЮДВИГ БЕТХОВЕН

1770-1827

Мальчик бродит из края в край и поёт песни. Люди дают ему кусок хлеба, мелкую монетку, и мальчику этого достаточно, чтобы быть сытым. Ночует он где-нибудь в крестьянском доме у добрых людей или в пустом сарае, а утром снова отправляется в путь.

Бедный мальчик! У него нет ни родных, ни друзей, ни жилья. У него только один друг – маленький, прирученный сурок. Они никогда не расстаются. Поэтому, несмотря на тяжёлую жизнь, маленький бродячий певец не печалится, не грустит, не плачет.

Трогательную песню о сурке написал великий немецкий композитор Людвиг ван Бетховен. Родился Бетховен почти 200 лет назад, в 1770 году, в городе Бонне. Детство его было нелёгкое. Может быть, рассказывая потом в музыкальных звуках о судьбе мальчика с сурком, Людвиг вспоминал о себе самом…

Наверное, он вспомнил, как его, четырёх-пятилетнего малыша, уже заставляли до изнеможения упражняться на разных инструментах: на клавесине, скрипке, альте, а потом и на таком сложном инструменте, как орган. Наверное, вспоминал взрослый Бетховен и о том, как к десяти годам отец забрал его из школы. «Пора зарабатывать и помогать семье», - сказал он. И мальчик стал зарабатывать. Его приняли на службу, кроме того, он начал давать уроки музыки. А вскоре, после смерти матери, ему пришлось заботиться о младших братьях, ухаживать за крошечной сестрёнкой.

Огромную силу воли имел юноша: целыми днями он работал, учился самостоятельно, сочинял музыку. Семнадцати лет Бетховен приехал в город Вену. Там жил знаменитый композитор Моцарт. И Моцарт, услышав музыку юноши Бетховена, сказал своим друзьям: «Этот мальчик заставит говорить о себе весь мир!»

Бетховен написал много замечательных произведений. Всегда недовольный собой, он постоянно переделывал написанные им ноты, прежде чем отдать их напечатать. Среди них были великолепные сочинения для фортепьяно, скрипки, оркестра. Были и песни, очень похожие на народные. Таков и « Сурок», написанный в юности.

Бетховен умер в 1827 году. Великим тружеником был этот композитор, гордым, самостоятельным, самолюбивым, никогда не подчинялся богатым и знатным, от которых тогда зависели музыканты. Своей семьи у Бетховена не было – он жил одиноко. В молодости его постигла большая беда: он потерял слух. И поразительно, что, несмотря на такое несчастье, особенно горькое для музыканта, Бетховен продолжал сочинять превосходные музыкальные произведения. Притом не тоскливые и унылые, а, наоборот, радостные, торжествующие, укрепляющие у людей уверенность в себе и в будущем счастье всего человечества.

ВОЛЬФГАНГ МОЦАРТ

1756-1791

Этому мальчику было только три года, когда он изумлял родных и знакомых своими музыкальными способностями. Четырёхлетним малышом он уже играл, как настоящий музыкант, в пятилетнем возрасте сочинил музыку, а когда ему было шесть лет, он с отцом и сестрой совершил длительную гастрольную поездку по Австрии, Германии, Франции, Англии, Голландии, Швейцарии. И у всех этот необыкновенный мальчик вызывал восторг и изумление.

- Невероятно! – говорили многие. – Ещё не было в истории случая, чтобы ребёнок в таком возрасте так играл!

И они были правы. Четырнадцати лет мальчик уже написал собственную оперу! Этого мальчика звали Вольфганг Амадей Моцарт. Родился он в 1756 году, в небольшом австрийском городке Зальцбурге. Первым его учителем был его родной отец Леопольд Моцарт, скрипач и композитор.

Необычайная музыкальная память была у Вольфганга. Когда его сестрёнка разучивала музыкальные пьесы, маленький Вольфганг не только слушал с величайшим вниманием, но и без ошибки повторял всё сыгранное девочкой. Юношей Моцарт уже владел многими музыкальными инструментами. Он обладал чудесным слухом. Среди композиторов у Моцарта были немногочисленные, но настоящие друзья, которые ценили его талант.

Трудная жизнь подорвала его силы. Моцарт прожил только 35 лет, он умер в 1791 году. Но как много успел он написать музыкальных сочинений, и каких талантливых, интересных по содержанию и разнообразных по форме, иногда грустных, а чаще – весёлых и жизнерадостных. И песни Моцарта насыщены весельем, солнцем, весной. Вот, например, «Весенняя» песня. Это – ожидание весны, когда оживают рощи, зацветают фиалки на берегу лесного ручья, кричат кукушки и поют соловьи, а дети с песней бегают по рощам и лугам. А как прекрасна его «Колыбельная песня». Она радует не только детей, но и взрослых живой картиной утихнувшего дома и засыпающей природы. Погасли огни, не скрипят двери, затихли на ветвях птицы, уснули рыбки в пруду… Даже мышка, и та спит за печкой. В окно заглядывает месяц. Тёплым чувством к ребёнку, стремлением защитить его, сделать всё, чтобы он был здоров и весел, проникнута эта песня.

«Светозарным гением» называл Моцарта великий русский композитор П.И.Чайковский. Именно Моцарт, по словам Чайковского, заставил его полюбить музыку больше всего на свете.

ИОГАНН ШТРАУС

1825-1899

«Король вальса»… Никто не думал, что сын трактирщика Франца станет когда-нибудь королём. И когда купили ему первую в жизни скрипочку, не думали. И когда он очень быстро научился играть на ней, не думали. Отдали маленького Иоганна к переплётчику книг. Не было у него времени играть на скрипке. И тогда Иоганн решил сбежать от переплётчика, чтобы наняться скрипачом в какой-нибудь трактир или танцевальный зал.

Ночь застала его в дороге. Он лёг на обочину, положил голову на скрипку и уснул. И конечно же, ему приснился музыкальный сон. Может, он видел во сне, как под звуки его скрипки кружатся пары, их становится всё больше и больше, музыка звучит всё громче и громче. Это музыка его Иоганна Штрауса. Она подымает Иоганна всё выше и выше над землёй. Какое чудо! Танцует вся планета, кружатся в танце люди, дома, деревья, даже целые города. А над всем этим поёт его скрипка.

С небес на землю его спустил проезжающий в карете старый знакомый их семьи. Он обнаружил спящего мальчика на дороге и отвёз его домой. Но сон стал сбываться с того момента, когда Иоганна разбудили. Дело в том, что знакомый их семьи был скрипачом, и он уговорил родителей Иоганна отдать мальчика учиться музыке. Иоганну Штраусу было 12 лет, когда он связал свою судьбу с музыкой.

Первые свои вальсы Иоганн Штраус сочинил, когда начал играть в одном из небольших танцевальных оркестров в Вене. Публика с особым удовольствием ходила в трактир «У пылающего петуха», где юный Штраус и его друг Йозеф Ланнер каждый раз преподносили венцам новую музыку.

Мелодичные, воздушные вальсы Штрауса особенно полюбились жителям Вены. Слава Иоганна росла. Взмахам его смычка покорялись тысячи людей. Никто никогда и нигде не танцевал так, как под музыку Штрауса. Это была живая и простая музыка. Под такую музыку не станешь танцевать, жеманясь и манерничая. Из-под маски вальса лукаво выглядывал тот самый лендлер, как бы говоря: «Конечно, я переоделся, сменил деревенскую одежду на городскую. Но я не хочу быть важным и церемонным, как при дворе, а останусь весёлым и простым, как прежде.

Вальс не только развлекал и веселил публику. Он спасал венцев, когда в город пришло несчастье – страшная эпидемия холеры. Музыка сильнее смерти – пели ночи напролёт скрипки, подчиняясь взмахам смычка мужественного Штрауса. Он выходил к согражданам со своими жизнерадостными вальсами и вселял в людей бодрость, надежду и жизнестойкость.

Вот так сын трактирщика стал королём вальса. И его «престол» перешёл по наследству к сыну – Иоганну Штраусу-младшему. Иоганна Штрауса-сына хотели учить самой серьёзной и строгой музыке, и потому он брал уроки у церковного музыканта. Но однажды, когда его благочестивый наставник незамеченный вошёл в храм божий, он, к ужасу своему, услышал под его сводами легкомысленный вальс. Да не на чем-нибудь, а на церковном органе. Но это был, вероятно, такой очаровательный вальс, что даже строгий учитель понял – Иоганн Штраус-сын пойдёт по стопам отца.

Имя Штрауса-младшего известно всему миру. А его вальсы «На прекрасном голубом Дунае», «Сказки венского леса», «Весенние голоса» знают и любят люди всей планеты. Мелодию вальса вы непременно узнаете среди сотен других мелодий.

ИОГАНН СЕБАСТЬЯН БАХ

1685-1750

Бах родился в 1685 году в Эйзенахе ( Тюрингия) в скромной семье городского музыканта, что его странствования до 1723 года, когда он обосновался в Лейпциге, ограничивались (не считая кратковременных паломничеств в Гамбург и Любек) провинциальными немецкими городками и что жизнь его протекала внешне довольно однообразно, тихо, в стороне от больших социальных движений современности и исторических событий. К нему вполне применимо сказанное Виктором Гюго о Бальзаке: главными событиями его жизни были его собственные произведения.

Среди достопримечательностей одного из немецких городов – города Лейпцига – особое место занимает церковь св. Фомы. Много лет тому назад во время богослужения управлял в ней хором и оркестром великий немецкий музыкант И.С.Бах. Служба в церкви св. Фомы была нелёгкой: помимо управления церковной музыкой, Бах должен был обучать и воспитывать певчих – учеников церковной школы – и каждую субботу сочинять по новой кантате. Бах стремился своей музыкой пробудить в людях живые человеческие чувства, а церковные власти боялись, что эта музыка уведёт прихожан из-под власти.

Баха обвиняли в том, что его музыка слишком сложна и в то же время, слишком народна, что она мешает верующим сосредоточиться в религиозном настроении. Бах всё время не ладил с церковным начальством, не раз собирался оставить свою должность. Только мысль о необходимости прокормить большую семью останавливала его. А музыку он всё равно продолжал писать такую, какую подсказывало ему сердце, - человеческую, одухотворённую живыми мыслями и глубокими чувствами, свободную от церковных ограничений.

Бах был певцом идеалов народных масс, крестьянских и городских плебейских низов, его искусство находилось на «средней равнодействующей всех прогрессивных элементов нации» той эпохи. «В нем воплотились лучшие благородные черты немецкого народа», - говорил Вильгельм Пик. Бах глубоко заглянул в душу народа, и это составило самую сильную и главную сторону его лирики. Прославленные творения Баха, любимые людьми различных эпох, стран, общественных положений и взглядов – это произведения, прежде всего, лирические. Баховская лирика не только отражала, воссоздавала мир чувств и мыслей, но и неустанно воспитывала людей, наставляя их на жизненном пути. Какому же нравственному идеалу она учила тогда и учит теперь? Это, прежде всего, идеал гуманистический. Баховское искусство, согретое большой, умной любовью к человеку, и слушателя своего учит любить людей.

Каждое произведение Баха – это беседа разных голосов, которые представляют собой различные индивидуальности. И когда Бах, не уставая, твердил своим ученикам, что учиться надо на произведениях великих мастеров, он не подозревал, что он сам станет истинным учителем только для будущих поколений.

Loading

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24