Истинные и мнимые ценности в изображении И.А.Бунина
Истинные и мнимые ценности в изображении И.А.Бунина
Хотя мы и смертны, но
должны не подчиняться
тленным вещам, но,
насколько возможно, подниматься до
бессмертия и жить согласно с
тем, что в нас есть лучшего. Аристотель
Уже
не одно тысячелетие человечество
пытается ответить на вопрос: какие же
ценности относить к вечным, истинным,
а какие к мнимым и сиюминутным? Над этим
размышляли и древние мыслители, такие
как Платон, Аристотель, Сократ, и философы
более позднего времени – Вольтер,
Ж..-Ж..Руссо, Р.Декарт. Не осталась в
стороне и русская литература. В своих
произведениях такие великие писатели,
как М.Ю.Лермонтов, Ф.М.Достоевский,
Л.Н.Толстой, также пробовали дать ответ
на этот сложный вопрос. И, решая эту
проблему, все философы, как правило,
приходили к единому выводу. По их мнению,
истинные ценности – это те качества,
стремление к которым никогда не иссякнет
в людях, которые делают счастливым не
отдельно взятого человека, а всех, кто
его окружает. Это доброта, мудрость,
истина, красота, любовь к людям и природе.
В то же время существуют мнимые ценности,
те, которых сейчас может быть очень
много, а через минуту от них не останется
и следа. Это деньги, власть, плотские
чувства. Знаменитый
русский писатель начала XX века Иван
Алексеевич Бунин в своем творчестве
также размышлял над этой проблемой.
Задумываясь о смысле жизни, о том, что
делает человека счастливым, автор
постоянно обращается к теме истинных
и мнимых ценностей человечества. Описывая
современные ему события, И.А.Бунин
выдвигает на первый план вечные чувства.
Это добро, красота, любовь к людям и
Родине. А в рассказе «Господин из
Сан-Франциско» писатель открыто обличает
мнимые ценности, показывая нам
несостоятельность искусственной
регламентации жизни и невозможность
заменить живую стихию какими-то условными
рамками, заставить ее подчиняться силе
денег. В разгар
революционного движения в России Бунин
уезжает за границу. Но, находясь в
эмиграции, мыслями он остается со своей
родной землей. Постепенно воспоминания
о природе России становятся той
целительной силой, которая дает писателю
все: радость, ощущение красоты, чувство
единения со своей нацией, со своим
народом. Самым
лирическим произведением И.А.Бунина,
прославляющим родную природу, является
рассказ «Антоновские яблоки». Здесь
Россия предстает в прелести прохладных
дней, покое полей, необозримых далей и
широких просторов. «Местность ровная,
видно далеко. Небо легкое и такое
просторное и глубокое… Вокруг
раскидываются широкими косяками свежие,
пышо-зеленые озими… А в ясную даль
убегают четко видные телеграфные столбы,
и проволоки их, как серебряные струны,
скользят по склону ясного неба». Русский
пейзаж с его скромной застенчивой
красотой нашел своего певца. На
страницах рассказа автор также показывает
нам идиллическую дворянскую и крестьянскую
культуру. Все произведение проникнуто
тоской по уходящему прошлому. Вот
предстают перед нашим взором крестьяне:
«бойкие девки-однодворки», «мальчишки
в белых замашных рубашках», старики,
«высокие, большие и белые, как лунь»,
разорившиеся помещики. Время этих людей
проходит. Бунин с нежной ностальгией
вспоминает тетушку Анну Герасимовну и
ее усадьбу. Запах яблок и липового цвета
воскрешает в его памяти дом и сад,
«последних могикан дворового сословия»
– бывших крепостных. Дом славился своим
гостеприимством. «И уютно чувствовал
себя гость в этом гнезде под бирюзовым
небом!» Томительно текут серые,
однообразные будни бессвязной и
бессмысленной жизни, которые суждено
влачить обитателю разоряющегося
«дворянского гнезда». Но, несмотря на
то, что такое существование несет
признаки упадка и вырождения, Бунин
находит в нем особенную поэзию. «Но
хороша и эта нищенская мелкопоместная
жизнь!» – говорит он. Несмотря
на элегичность и спокойствие повествования,
в строках рассказа чувствуется боль за
начинающееся одичание и вырождение, за
крестьянскую и помещичью Россию, которая
переживает период падения, материального
и нравственного. Определенным
итогом тяжелых раздумий писателя о
судьбе России стала повесть «Деревня».
В отличие от «Антоновских яблок», здесь
все по-другому: природа уже лишена
очарования, земля стала предметом купли
и продажи. В «Деревне» Бунин показывает
жизнь крестьянства накануне первой
русской революции, приближение которой
проявилось в мужицких сходках, горящих
помещичьих усадьбах, разгуле бедноты.
Все это полностью разрушает привычный
ход деревенской жизни. Тихона Красова
поражает, что в плодородном черноземном
крае может быть голод, разорение и
нищета. Причину этого он видит в
бесхозяйственности мужиков. «Хозяина
бы сюда, хозяина!» – думает Тихон. А его
брат Кузьма винит в этом не только
невежественных и задавленных тяжелой
жизнью крестьян, но и правительственных
«пустоболтов», которые «затоптали,
забили народ». Но неспокойные события
начала века обостряют не только социальные
проблемы деревни, но и разрушают
нормальные человеческие отношения,
заводят героев повести в тупик. Таким
образом, Бунин своими произведениями
заставил общество задуматься над
проблемами крестьянства в России. Как
великий писатель и мудрый философ, он
одним из первых понял, что любая революция
способна отбросить Россию на много лет
назад, а проблемы крестьянства так и не
будут решены. Свое отрицательное
отношение к революции автор четко
выразил в произведении «Окаянные дни».
[?] Помимо любви к
Родине в произведениях И.А.Бунина одной
из главных человеческих ценностей
представляется любовь к близкому
человеку. Через все творчество писателя
проходит тема чистого и прекрасного
чувства. «Всякая любовь – великое
счастье, даже если она не разделена», –
пишет И.А.Бунин в одном из своих рассказов.
Героям бунинских произведений присущи
необычайная сила и искренность чувства.
Любовь захватывает человека, все его
помыслы и силы. Но чтобы она не исчерпала
себя, по мнению И.А.Бунина, необходимо
расстаться навсегда. И если этого не
сделают сами герои, то в их жизнь
обязательно вмешается рок, судьба:
кто-то из любящих погибает. Любовь в
понимании И.А.Бунина – озарение, вспышка,
ей противопоказаны будни, всякая
длительность, лишь в разлуке она остается
в сердце на всю жизнь. Поэтому в бунинских
рассказах, какой бы сильной ни была
любовь, финал всегда печален. [?] Но
случается так, что настоящая, искренняя
любовь заменяется подделкой. Доказательством
этого является пара, специально нанятая
за деньги для того, чтобы изображать
влюбленных в рассказе «Господин из
Сан-Франциско». В этом случае любовь из
вечной ценности превращается в скверную
игру, олицетворяющую фальшивую жизнь
богатого общества. В
творчестве Бунина многообразное
освещение получила и тема смерти. Это
как гибель России, так и смерть отдельного
человека. Иногда смерть разрешает все
противоречия, является источником
очищающей силы, а иногда, как в рассказе
«Господин из Сан-Франциско», позволяет
увидеть жизнь человека в ее истинном
свете. В этом произведении И.А.Бунин
обличает власть денег, еще одной мнимой
ценности, утверждая, что никто не в силах
победить законы природы. Ведь главный
герой умирает в самое «неподходящее»
для него время. Теперь уже никакие деньги
не могут оплатить уважительного отношения
к бездыханному телу. Богатые пассажиры
парохода веселятся на палубе, а «глубоко
под ними, на дне темного трюма», стоит
гроб господина, который некогда планировал
развлекаться целых два года. Гроб в
трюме – своеобразный приговор бездумно
веселящемуся обществу, напоминание о
том, что богатые люди отнюдь не всесильны
и не могут за деньги купить свою судьбу.
Богатство далеко не залог счастья. Оно
определяется не мнимыми, сиюминутными,
а вечными, истинными ценностями. Таким
образом, И.А.Бунин своими произведениями
побуждает читателей задуматься о жизни,
о ее ценностях, истинных и мнимых,
предупреждает о неумолимости быстротекущего
времени. Человеку не дано знать собственную
судьбу, поэтому надо ценить каждый миг,
не размениваясь на сиюминутные
удовольствия. Разоблачая силу денег,
писатель утверждает, что смысл жизни
не в приобретении богатств, а в том,
чтобы стремиться к доброте, духовности,
житейской мудрости, красоте.