Лиризм прозы И.А.Бунина на примере одного из рассказов ("Сны Чанга")
Лиризм прозы И.А.Бунина на примере одного из рассказов ("Сны Чанга")
И. А. Бунин является типичным
представителем писателей рубежа веков.
Бунин — фаталист, его произведениям
свойственен пафос трагичности и
скептицизма. Его творчество перекликается'
с концепцией модернистов о трагичности
человеческой страсти, и на первый план
у Бунина выходит обращение к вечным
темам любви, смерти и природы. О Бунине
давно и прочно утвердилось мнение как
об одном из величайших стилистов в
русской литературе. В его творчестве
ярко проявились и неуловимая художественная
точность и свобода, и образная память,
и знание народного языка, и великолепная
изобразительность, и словесная
чувственность. Все эти черты присущи
не только его поэзии, но и прозе. В
предреволюционное десятилетие на первый
план в творчестве Ивана Бунина вышла
именно проза, вобравшая в себя органически
присущий таланту писателя лиризм. Это
время создания таких шедевров, как
рассказы "Братья", "Господин из
Сан-Франциско", "Сны Чанга".
Историки литературы считают, что эти
произведения стилистически и
мировоззренчески тесно связаны между
собой, составляя вместе своеобразную
художественно-философскую трилогию.
Рассказ "Сны Чанга" был написан в
1916 году. Уже само начало произведения
("Не все ли равно, про кого говорить?
Заслуживает того каждый из живущих на
земле") навеяно буддийскими мотивами,
ведь что в этих словах, как не отсылка
к цепочке рождений и смертей, в которую
втянуто любое живое существо — от
муравья до человека? И вот уже читатель
с первых строк внутренне готов к
перемежениям настоящего и воспоминаний
в рассказе. А сюжет
произведения таков. Во время плавания
капитан одного из российских судов
купил у старого китайца рыжего щенка с
умными черными глазами. Чанг (так звали
собаку) во время долгого путешествия
становится единственным слушателем
хозяина. Капитан рассказывает о том,
какой он счастливый человек, ведь у него
в Одессе есть квартира, любимая жена и
дочка. Затем все в его жизни рушится,
так как капитан понимает, что жена, к
которой он стремится всей душой, его не
любит. Без мечты, без надежды на будущее,
без любви этот человек превращается в
горького пьяницу и в конце концов
умирает. Главными героями произведения
являются капитан и его верный пес Чанг.
Интересно наблюдать за изменениями,
происходящими с капитаном на протяжении
жизни, наблюдать за тем, как меняется
его представление о счастье. Во время
плавания на корабле он говорит: "А
как же великолепна жизнь, Боже мой, как
великолепна!" Тогда капитан любил,
он был весь в этой любви и поэтому
счастлив. "Было когда-то две правды
на свете, постоянно сменявших друг
друга: первая — та, что жизнь несказанно
прекрасна, а другая — что жизнь мыслима
лишь для сумасшедших". Теперь, после
потери любви, после разочарования, у
капитана остается только одна правда,
последняя. Жизнь кажется ему скучным
зимним днем в грязном кабаке. А люди...
"Нет у них ни Бога, ни совести, ни
разумной цели существования, ни любви,
ни дружбы, ни честности, — нет даже
простой жалости". Внутренние
изменения влияют и на внешний образ
героя. В начале рассказа мы видим
счастливого капитана, "размытого и
выбритого, благоухающего свежестью
одеколона, с поднятыми по-немецки усами,
с сияющим взглядом зорких светлых глаз,
во всем тугом и белоснежном" Затем
он предстает перед нами грязным пьяницей,
живущим на гнусном чердаке. В качестве
сравнения автором приводится чердак
его друга-художника, только что обретшего
правду жизни. У капитана — грязь, холод,
скудная некрасивая обстановка, у
художника — чистота, тепло, уютно,
старинная мебель. Все это сделано для
того, чтобы противопоставить эти две
правды и показать, как осознание той
или иной влияет на внешний образ человека.
Обилие используемых в произведении
деталей создает необходимую для читателя
эмоциональную окраску и обстановку. С
этой же целью была создана двойственная
композиция рассказа. Четко просматриваются
две параллели. Одна — сегодняшний мир,
в котором нет счастья, другая — счастливые
воспоминания. Но как же происходит
сообщение между ними? Ответ прост: именно
для этого и понадобился образ собаки.
Чанг является той нитью, которая соединяет
реальную действительность с прошлым
через его сны. Чанг — единственный в
рассказе, кто обладает именем. Художник
не просто безымянен, но и безмолвен
Женщина и вовсе явлена из каких-то
книжных туманов: дивная "в своей
мраморной красоте" Чанга Бунин
наделяет чувством "безначального и
бесконечного мира, что не доступен
Смерти", то есть ощущением подлинности
— невыразимой третьей правды. Капитана
поглощает смерть, Чанг же не утрачивает
своего китайского имени и остается в
зыбком теперь, ибо он, по Бунину, следует
безропотно "сокровеннейшим велениям
Тао, как следует им какая-нибудь морская
тварь ." Попробуем
разобраться в философской проблематике
произведения. В чем смысл жизни? Возможно
ли человеческое счастье? В связи с этими
вопросами в рассказе появляется образ
"дальних работящих людей" (немцев)
На примере их образа жизни писатель
рассказывает о возможных путях
человеческого счастья. Труд, чтобы жить
и размножаться, не познав при этом
полноты жизни. Воплощением являются
эти самые "работящие люди".
Бесконечная любовь, которой вряд ли
стоит посвящать себя, так как всегда
существует возможность измены. Воплощение
— образ капитана Путь вечной жажды
поиска, в котором, впрочем, по Бунину,
тоже счастья нет В чем же оно? Может
быть, в признательности и верности? Эту
идею несет в себе образ собаки. Через
реальные неприглядные факты жизни
пробивается по-собачьи верная память,
когда в душе был мир, когда капитан и
пес были счастливы. Таким образом,
рассказ "Сны Чанга" является прежде
всего философским произведением рубежа
веков. В нем рассматриваются такие
вечные темы, как любовь и смерть, говорится
о зыбкости счастья, построенного только
на любви, и вечности счастья, основанного
на верности и признательности. По моему
мнению, рассказ Бунина очень актуален
и сегодня. Проблемы, затронутые в
произведении, нашли живой отклик в моей
душе, заставили задуматься о смысле
жизни. Ведь поколение, к которому я
принадлежу, живет во время переходного
периода истории, когда людям свойственно
подводить итоги и думать о будущем.
Поможет быть, чтение этого произведения
развеет наш внутренний подсознательный
страх перед ним. Ведь есть на свете
вечные/истины, не подверженные никакому
влиянию и никаким переменам.