Любимая — жуть! Когда
любит поэт,
Влюбляется
бог неприкаянный.
Б.
Пастернак
Самым
прекрасным чувством издревле считается
любовь. На любви к ближнему построены
все религии на земле. Любовь и красота
являются мощными двигателями прогресса.
Человечество хранит в своей памяти
имена людей, жизнь которых была отмечена
высокой любовью к родным людям, к Родине,
к человечеству.
Иван
Алексеевич Бунин — русский писатель,
один из тех людей, которые удостоились
этой самой драгоценной памяти
человечества.
Тема
любви всегда присутствовала в творчестве
Бунина. Прежде всего он воспевал любовь
к родному дому, к Родине. Когда он брался
за перо, чтобы выразить свои чувства на
эти темы, огромная нежность струилась
из его души на бумагу. Он любил не
выборочно, а все, что даже отдаленно
напоминало родное, русское. Это чувство
хорошо ощущается в его стихотворении
о роднике:
В лесу, в
горе родник, живой и звонкий,
Над
родником старинный голубец
С
лубочной почерневшею иконкой,
А в роднике березовый корец.
Я
не люблю, о Русь, твоей несмелой,
Тысячелетней
рабской нищеты.
Но
этот крест, но этот ковшик
белый...
Смиренные,
родимые черты!
Из
всех крупных русских писателей, оказавшись
за рубежом, Бунин — единственный, кто
сумел там создать произведения более
значительные, чем на родине. Этот
известный факт, я считаю, только
подтверждает его жгучую боль за Россию
и любовь к своей многострадальной
Родине. Существует мнение, что, когда
писатель лишается возможности общаться
с массовым читателем, у него опускаются
руки, происходит творческий застой и
т.д. С Буниным произошло все наоборот.
Ностальгическая тоска по Родине в
гармонии с его талантом способствовали
мощному творческому взлету писателя.
Он создал такие замечательные
стихотворения, как "У птицы есть гнездо”,
"Сириус”, "Полночный час”, "Мечты
любви моей весенней”, "Печаль ресниц
сияющих и черных”, "Венеция”, "В
гелиотроповом свете...”.
Даже
одни названия стихов, выстроенные в
один ряд, сами по себе создают прекрасный
поэтический образ.
Известно,
что Бунин был в творческом отношении
очень требователен к себе и к другим. В
своем дневнике он однажды записал: "Тот,
кто называет себя "поэт”, должен быть
чувствуем как человек редкий по уму,
вкусу, стремлениям и т.д. Только в этом
случае я могу слушать его интимное,
любовное и проч. На что мне нужны излияния
души дурака, плебея, лакея, даже физически
представляющегося мне противным?” Вот
как Бунин относился к чувству любви: по
его разумению, любовь — это идеал, и
носитель ее должен быть максимально
приближен к этому идеалу.
Мне
очень симпатична и личность Ивана
Алексеевича. По воспоминаниям современников
он был человеком, всегда сохранявшим
чувство человеческого достоинства,
любившим все красивое и благородное,
очень тонко чувствовал красоту природы,
испытывал чувство восторга, любуясь
красотой женщин. Для меня несомненно,
что в этой всеобъемлющей любви заложен
секрет его дара:
Все
тот же зной и дикий запах лука
В
телесном запахе твоем,
И
та же мучит сладостная мука —
Бесплодное томление о нем.
Прекрасное
чувство любовного томления Бунин пронес
через всю свою жизнь, богатую радостями
и разочарованиями. Даже в последние
годы своей жизни писатель любил общаться
более с молодежью, чем со своими
сверстниками. Его тянуло к музыке, к
веселью, в залитые светом залы. Вероятно,
его мучила мысль о скором расставании
с этим миром. В его дневниковых записях
есть одна, которая, по-моему, несет в
себе прощание с любовью прошлой, песню
настоящей и привет будущей любви,
которую, кажется, он уже видел в своей
растворяющейся в вечности душе.
И.
А. Бунин до сих пор любим нами за то, что
больше любил на этом свете, чем ненавидел.
И его творчество, как сама любовь и
красота, будет нашим вечным спутником
в жизни.