Твой труд переживет тебя,
поэт, Переживут творца
его творенья, Живого
не утратит выраженья С
тебя когда-то списанный портрет. И.
Бунин
Я люблю и ценю
творчество Ивана Алексеевича Бунина,
первого русского писателя — лауреата
Нобелевской премии. Но особенно он мне
близок и понятен как поэт. Красота,
смерть, любовь, разлука — все эти вечные
темы получили трогательное и просветленное
воплощение в стихотворениях Бунина.
Его стихи — это страстная тяга к
совершенству, к счастью на земле. Я
где-то читал, что Бунин мечтал стать
вторым Пушкиным или Жуковским. В
стихотворении "Эпитафия”, на мой
взгляд, четко видна традиционная духовная
связь Бунина с этими великими мастерами
стиха:
Здесь, в тишине
кладбищенской аллеи, Где
только ветер веет в полусне, Все
говорит о счастье и весне.
Сонет
любви на старом мавзолее Звучит
бессмертной грустью обо мне, А
небеса синеют вдоль аллеи.
По
философской насыщенности это стихотворение
Бунина роднится с лучшими образцами
философской лирики Жуковского, Пушкина,
Лермонтова и Баратынского. Особое
место в поэзии Бунина занимает описание
родной природы. Очень точно, мне кажется,
подметил особенность Бунина-живописца
М. Горький: "Когда я буду писать о вашей
книге стихов, я, между прочим, буду
сравнивать вас с Левитаном”. Нравится
мне, как отозвался о таком Бунине Г.
Адамович: "... один из последних лучей
какого-то чудного русского
дня”. Удивительное
чувство красоты природы и человеческой
души И. Бунин вынес из своего детства,
которое прошло среди орловских лесов
и полей. Картины и сюжеты этого сказочно
красивого русского края вошли во многие
его стихи и прозу. Даже когда в стихах
Бунина не присутствует человек, его
родство с пейзажем четко ощущается:
Тепло
и влажный блеск. Запахли
медом ржи, На солнце
бархатом пшеницы отливают, И
в зелени ветвей, в березах у
межи, Беспечно иволги
болтают.
Уже в ранних
стихотворениях Бунина проявились
характерные особенности его поэтического
стиля: четкость и простота сюжетов,
красочные эпитеты, щемящее лирическое
чувство. Бунин, словно чародей, завораживает
своего читателя, поражая его воображение
слиянием человеческой души и
природы:
Вон радуга...
Весело жить. И весело
думать о небе, О солнце,
о зреющем хлебе И
счастьем простым дорожить...
Поэт
обращает внимание читателя на то, мимо
чего он мог беспечно пройти, не
заметив:
О счастье мы
всегда лишь вспоминаем.
А счастье всюду. Может быть, оно — Вот
этот сад осенний за сараем И
чистый воздух, льющийся в окно.
Пристально
вглядывается Бунин в настоящее и прошлое
России. Итогом его философской лирики
становятся признаки краткости
человеческого существования на земле.
Человек и космос притягивают его
воображение, рождают смелые
мысли:
Сажусь на камень
теплого балкона. Он
озарен могильно, — бледный свет Возьмет
от звезд. Не слышно даже звона
Ночных цикад... Да, в мире жизни нет.
Есть только Бог над горными огнями, Есть
только он, несметный, ветхий
днями.
По-моему,
способность соединять в своем сознании
обыденное и высокое — отличительная
черта большого таланта. Как
всякий русский поэт, Бунин не миновал
в своем творчестве мотивов одиночества,
ностальгических настроений. Видимо,
наша родина так просторна и грустна в
своем почти космическом пейзаже, что
болезненные чувства одиночества в
будущем, прошлом и настоящем посещают
русских поэтов независимо от внешних
влияний. Я думаю, что и без эмиграции,
со всеми ее чувственными символами,
Бунин был бы горестно влюблен в свое
"одиночество” посреди "русского
космоса”. Физическая разлука с родиной
только более оформила эти чувства:
Золотой
недвижный свет До
постели лег. Никого
в подлунной нет, Только
я да Бог. Знает только
он мою Мертвую
печаль, То, что я от
всех таю... Холод,
блеск, мистраль.
Но и
в эмиграции поэт сохранил свой чудесный
— бунинский — русский язык, глубокое
уважение к родному слову. В поэзии Бунин
всегда и везде ценил философскую
наполненность, ясность и благородство
устремлений. Известно,
что в последние годы жизни Бунин почти
не писал стихов, но зато его проза
становилась все поэтичнее. Высокой
поэзией пропитаны такие его прозаические
вещи, как "Лика”, "Солнечный удар”,
"Жизнь Арсеньева”. В "Жизнь Арсеньева”,
по-моему, вошли все поэтические
мироощущения Бунина, поэтому об этом
произведении и говорят, что оно написано
как бы ни о чем. На самом деле — это
страстное желание Бунина излить свою
душу, рассказать свою жизнь, то, что
довелось ему повидать в этом мире любви,
ненависти и разлуки. Задача — явно
поэтическая. И все же
самое главное место в поэтическом
творчестве Бунина занимает тема
Родины:
Бесцветный
запах чист — жди к полночи мороза. И
соловьи всю ночь поют из теплых
гнезд В дурмане голубом
дымящего навоза, В
серебряной пыли туманно-ярких
звезд.
Поэты всегда
немножечко горячее и страстнее ратуют
за умножение духовных ценностей своего
народа и вообще человечества, поэтому
Бунин для меня прежде всего поэт, который
занимает свое достойное место в русской
классической поэзии.