|
Международное гуманитарное право и сфера его примененияДоклад по предмету:"Международное гуманитарное право" на тему: «Международное гуманитарное право и сфера его применения»
Термин "международное гуманитарное право" является сравнительно новым. Он появился в 50-е годы 20 века. Первым его использовал Жак Пикте и определяется дословно как право войны. В настоящее время существует несколько подходов к определению понятия: - расширенный; - ограниченный. Расширенный основывается на включение в международное гуманитарное право не только право вооруженных конфликтов, но и право прав человека. Международное гуманитарное право по этому подходу - это совокупность принципов, регулирующих международное сотрудничество по гуманитарным вопросам. Ограниченный подход является традиционным и более распространенным. Согласно этому подходу, международное гуманитарное право определяется как совокупность юридических норм и принципов, применяемых в период международных вооруженных и невооруженных конфликтов, регулирующих правила ведения вооруженных конфликтов, устанавливающих ответственность за нарушение законов и обычаев войны, ограничивающих или запрещающих применение средств ведения военных действий и защищающих права индивидов в ходе вооруженного конфликта. Основная цель, которую преследует международное гуманитарное право- гуманизация вооруженных конфликтов. Этой цели соответствуют следующие функции международного гуманитарного права: 1. Организационная- заключается в упорядочение отношений между воюющими сторонами; 2. Предупредительная- заключается в предупреждении применения определенных средств и методов ведения войны. Это осуществляется путем ограничения суверенитета государств (участников вооруженных конфликтов); 3. Защитная- заключается в предоставлении покровительства различным категориям лиц. Объектом регулирования международного гуманитарного права выступают отношения, складывающиеся между сторонами в ходе вооруженного конфликта( государство, повстанческие отряды). Предмет регулирования международного гуманитарного права составляет вопросы, проблемы, возникшие в ходе вооруженного конфликта( права и обязанности воюющих сторон- права и обязанности оккупационной администрации, участников). Субъектами международного гуманитарного права выступают государства, борющиеся за свободу и независимость народов и наций, а также международные межправительственные организации( участник- государство). Основными источниками норм международного гуманитарного права являются международные договоры, письменно фиксированные соглашения. Обычай как источник норм международного гуманитарного права сохраняет свое значение. Для международного гуманитарного права характерна универсальная кодификация- упорядочение, фиксация обычных норм осуществляется на универсальном уровне (уровне отношений между всеми государствами мира). Содержание (структура) международного гуманитарного права- совокупность его составляющих частей или направлений: 1. Гаагское право, основывающееся на Гаагских конвенциях (19-20 вв), Конвенции о культурных ценностях 1954 г."Правило ведения военных действий"; 2. Право Женевы. Это право более древнее ( вторая половина 19 в.). В 1949 году подписывается первая Женевская конвенция и два протокола; 3. Нью- Йоркское право, которое включает нормы, правила, устанавливающие защиту наиболее уязвимых категорий населения ( женщин, стариков, детей), а также ограничивающих и запрещенных применение средств ведения военных действий. Здесь прослеживается слияние двух других направлений, в котором заключены нормы, регулирующие защиту прав человека в мирное время, так называемое право прав человека. Принципы международного гуманитарного права- составляющие основы, на которых базируются нормы международного гуманитарного права- это общеобязательные правила поведения, которые обладают высшей силой, и нарушение их недопустимо. Принципы международного гуманитарного права делятся на несколько групп в зависимости от их характера: 1. Общие принципы международного гуманитарного права, обладающие всеобщим действием, распространяющиеся на все без исключения ситуации, возникшие в ходе вооруженного конфликта. К ним относят: - Базовый принцип, который ограничивает, либо запрещает неоправданное насилие; - Принцип не дискриминации ( недопустимости), который заключается в равном обращении с индивидами, пользующихся покровительством международного гуманитарного права, где полностью исключается дискриминация нации, религии и т.п.; - Принцип ответственности. Это важнейший принцип, за нарушение норм и принципов международного гуманитарного права предполагается ответственность государств, устанавливается уголовная ответственность физических лиц, нарушивших эти нормы ( руководители, исполнители). Они обязаны возместить ущерб, нанесенный противоправным поведением; государство может нести политическую и материальную ответственность. Государство также может быть подвергнуто ограничению( например, разрыву дипломатических отношений); 2. Принципы, ограничивающие воюющих в выборе средств и методов ведения военных действий: - Принцип ограничения воюющих в выборе средств в ведении войны ( 19 в.); - Принцип защиты окружающей среды (20 в.)- запрет на причинение средств и методов ведения войны, наносящих ущерб окружающей среде ( экологическое оружие); 3. Принципы, обеспечивающие защиту участников вооруженных конфликтов: - Принцип защиты прав участников вооруженных конфликтов предполагает обязанность государства обеспечить защиту лиц, оказавшихся в его власти ( защита военнопленных); - Принцип защиты некомбатантов (непосредственный участник военных действий, не принимающий участия- медицинский персонал, духовный персонал), предполагающий защиту от нападения (неприкосновенность). - Принцип неприкосновенности лиц, прекративших принимать непосредственное участие в военных действиях, устанавливается запрет убийства лиц, прекративших участие( раненных, больных военных); 4. Принципы защиты гражданского населения: - Принцип ненападения, - гражданские и отдельные лица, не являющиеся объектом нападения неприкосновенны; - Принцип ограничения по объектам- запрет на ненападение на гражданские объекты, не использующиеся в военных действиях;
Международное гуманитарное право и право прав человека это две отдельные отрасли, не взаимосвязаны. Общие черты международного гуманитарного права и права прав человека: 1. Имеют общий объект защиты- человек; 2. Общее происхождение- общие философские и юридические основания истоков международного гуманитарного права и права прав человека; 3. Единая направленность проявляется в том, что они призваны оградить человека от угрожающей опасности ( произвола государства или воюющих сторон); 4. Наличие общих стержневых норм: право на жизнь, право на недопустимость дискриминации, право на уважительное отношение, право на юридические гарантии; 5. Возможность применения прав человека в условиях вооруженного конфликта. Существует оговорка Мартенса ( российский юрист- 19-20вв.), который предложил формулировку, предполагающую, что в случае проблем в гуманитарном праве, воюющие остаются под защитой и действием принципов международного права, проистекающих из требований гуманности общественного сознания. Различия международного гуманитарного права и права прав человека: 1. По сфере применения. 2. Целями: Международное гуманитарное право преследует цель ограничить негативные последствия в конфликтах, чтобы обеспечить выживание человека в таких экстремальных условиях. Право прав человека- обеспечить отдельным лицам возможность развития личности и гарантию защиты от произвола государства; 3. По субъектной сфере: Международное гуманитарное право регулирует отношения одного государства с другими и с его гражданами( граждане находятся в зоне вооруженного конфликта или в зоне оккупации), при этом не допускаются ограничения прав, предусмотренных международным правом- насильственные действия). Запрещается захват заложников. Право прав человека регулирует отношения между государством и всеми лицами, которые находятся под его юрисдикцией( иностранные и собственные граждане). Ограничение прав и свобод допускается в чрезвычайных ситуациях ( свобода передвижения). Допускается возможность репрессий в отношении иностранных граждан( насильственные действия и ответные действия, которые не предполагают убийство, жестокость по отношению к иностранным гражданам). 4. Различаются регламентацией отдельных прав(право на жизнь). Право прав человека предполагает абсолютный характер права на жизнь- человек не может быть лишен жизни ни при каких условиях. В международном гуманитарном праве напротив. Право на жизнь имеют только покровительственные лица, которые находятся под покровительством международного гуманитарного права. Этим правом не наделены участники военных действий; 5. Имплементацией норм международного гуманитарного права- фактическая реализация норм международного гуманитарного права. Формы фактической реализации имплементации: 1. соблюдение нормы предполагает реализацию норм запретов( используется норма, запрещающая причинение химического оружия); 2. исполнение нормы предусматривает определенные обязанности воюющих сторон и их активное действие по исполнению этих обязанностей (обращение с военнослужащими); 3. использование нормы не предполагает жесткого предписания определенного поведения ( воюющие стороны принимают решения об использовании той или иной нормы( поощрение интеллектуального творчества военнослужащих); 4. причинение нормы главными субъектами международного гуманитарного права, государства предполагают определенные действия для выполнения предписаний. Также действия осуществляются путем принятия органами государственной власти этих предписаний, их охрану и защиту от нарушения. Эти нормы содержаться в международных соглашениях. Механизмы, обеспечивающие имплементацию: 1. Международные механизмы- процедура расследования, установления фактов, меры принудительного характера, назначение державы- покровительницы и ее субинститутов (лицо завещает державу). Эти механизмы выполняют контрольные функции; - процедура рассмотрения- возможность расследования определенной ситуации по просьбе заинтересованных лиц; - постановление фактов, которое должна осуществлять международная комиссия, созданная для этого по инициативе ООН. Эта комиссия может расследовать ситуации, при этом устанавливать факт нарушения. Предположительные меры принуждения- санкции мер политического, экономического и иного характера (разрыв дипломатических отношений с государством, которым направляют соглашения); - державы- покровительницы- государства, которое поручает другому государству охранять его интересы и интересы его граждан перед законом и государством. Держава-покровительница получает право контролировать соблюдение воюющего государства правил ведения вооруженной войны и получает право оказывать помощь покровительства гражданам государства, обратившихся к ним с данной просьбой; - субинституты- его функции выполняют гуманитарные организации( например, международный комитет Красного Креста) 2. Национальные механизмы- закрепление во внутригосударственной правовой системе норм международного гуманитарного права, создание системы органов, обеспечивающих имплементацию норм международного гуманитарного права ( органы исполнительной власти). На государство возлагается обязанность просвещения населения. Международное гуманитарное право применяется непосредственно в двух ситуациях: 1. Ситуация международного вооруженного конфликта, т.е. вооруженное столкновение между государствами, национально- освободительные войны( вооруженное столкновение с метрополией); 2. Ситуация не международного вооруженного конфликта, т.е. столкновение антиправительственных организованных отрядов с вооруженными силами правительства. Эти конфликты являются внутренними, поскольку происходят на территории одного государства, так называемая гражданская война. Пространственная сфера применения означает ограничительные пространственные пределы ведения войны: - театр войны- все виды территорий, на которых воюющие вправе вести военные действия; - театр военных действий- территория, на которой военные действия фактически ведутся. Ряд территорий, которые не могут быть театром войны и военных действий:
Нормы международного гуманитарного права начинают действовать после начала вооруженного конфликта. Начало вооруженного конфликта влечет правовые последствия для воюющих сторон, которые регламентируются нормами международного права: - разрыв дипломатических отношений; - разрыв торговых отношений; - прекращение действия договоров, рассчитанных на мирное время (например, договор о сотрудничестве); - установление особого режима для граждан неприятельского государства ( интернирование)- особый правовой режим, который предполагает временное принудительное задержание граждан неприятельского государства и ограничение свободы их передвижения- условия содержания военнопленных, не находящихся в более благоприятном положении. Прекращение вооруженного конфликта влечет также правовые последствия: - восстановление дипломатических и иных отношений; - восстановление по желанию прежние договора, соглашения; - урегулирование спорных вопросов, связанных с причинением имущественного ущерба захваченной территории и обмен военнопленными. Состояние войны может быть фактическим и юридическим. По нормам международного гуманитарного права война может быть прекращена несколькими способами: 1) временное прекращение военных действий ( перемирие); 2) капитуляция- фактически задача одного государства другому( отказ одного государства о ведении войны). Основными формами прекращения вооруженного конфликта, который означает прекращение войны являются: - подписание декларации об окончании войны; - подписание мирного договора. В международном гуманитарном праве различают максимальную и минимальную защиту. Максимальная защита распространяется на наиболее уязвимые категории населения (несовершеннолетних, на инвалидов, беженцев, на лиц, оказывающих помощь- медицинскую и духовную. Отдельные категории населения менее защищены и соответственно более уязвимы. Максимальная защита заключается в предоставлении дополнительных прав содержания, более благоприятных условий. Минимальная защита распространяется на незаконных комбатантов, деятельность которых осуществляется с нарушением норм международного гуманитарного права( военные шпионы, наемники). Законными же комбатантами являются разведчики, добровольцы. Военный шпион- лицо, которое собирает информацию в районе действия противника под тайным предлогом, скрывая свое истинное положение. Военный разведчик- лицо, которое собирает информацию, но при этом носит форму своей армии. Доброволец- лицо, которое добровольно, ради защиты принципов, идеалов, целей принимает участие в боевых действиях. Наемник- лицо, которое не является гражданином данного государства на стороне которого он выступает и получает вознаграждение за свои действия. Если незаконные комбатанты будут захвачены, они получат минимальную защиту ( право на неприкосновенность, на судебные гарантии). Войны, вооруженные конфликты до сих пор присутствуют. Международное гуманитарное право не ставит перед собой цели предупреждать войны- это цель другой отрасли- права международной безопасности, которая ориентирована на их урегулировании ( право против войны). Цель международного гуманитарного права- вырабатывать определенные правила ликвидации насилия, гуманизация вооруженных конфликтов, устранение насилия, которое несправедливо. |
Loading
|