Год выпуска: 2006
Издательство:
М. : ТК Велби, Изд-во Проспект
ISBN:
5-482-00430-9
Формат: PDF
Качество: OCR без
ошибок
Количество страниц: 147
Язык:
Русский
Размер Файла: 2.53 МБ
В учебном пособии раскрыты основные
теоретические вопросы курса "Психология":
предмет, методы, задачи, принципы, описаны
структура, регуляторные процессы и
состояния психики. Большое внимание
уделено исследованиям личности,
деятельности и мотивации человека,
мышлению, речи и общению.
Пособие
написано в соответствии с государственным
образовательным стандартом высшего
профессионального образования Российской
Федерации и содержит основные вопросы,
включаемые в билеты для зачетов и
экзаменов.
Для студентов, аспирантов
и преподавателей вузов, научных и
практических работников, а также всех
интересующихся вопросами психологии.
Электронное оглавление Электронное оглавление............................................................................................................4 ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА...............................................................................9 Предмет психологии.............................................................................................................................................10 ГЛАВА 2. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПРЕДМЕТА ПСИХОЛОГИИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ...........................................................11 Житейская психология..........................................................................................................................................11 Развитие психологических знаний в античной философии...............................................................................12 Учение о душе........................................................................................................................................................................12 Развитие психологической мысли в эпоху Средневековья и в эпоху Возрождения.......................................13 Развитие психологии в Новое время....................................................................................................................14 ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ ПЕРИОДА ЕЕ РАЗВИТИЯ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ НАУКИ...........................................................................................18 Экспериментальная психология сознания..........................................................................................................18 Бихевиоризм и необихевиоризм..........................................................................................................................20 Гештальтпсихология.............................................................................................................................................21 Психоанализ и теория бессознательного............................................................................................................22 Когнитивная психология......................................................................................................................................22 Основные достижения отечественной психологии начала XX века.................................................................23 Принцип деятельности в психологии...................................................................................................................................23 Культурно-исторический подход в психологии.................................................................................................24 ГЛАВА 4. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ ..................................................................................24 Метод наблюдения................................................................................................................................................24 Метод эксперимента.............................................................................................................................................26 Метод опроса: интервью и анкетирование..........................................................................................................26 Шкалирование.......................................................................................................................................................27 Тестирование.........................................................................................................................................................28 Основные требования к тесту...............................................................................................................................29 Основные разновидности тестов личности.........................................................................................................29 ГЛАВА 5. СТРУКТУРА ПСИХИКИ.....................................................................................32 Основные стадии развития психики в филогенезе.............................................................................................33 Стадии и уровни развития психики и поведения животных (по А. Н. Леонтьеву и К. Э. Фабри) .............................................................................................................................................................33 Продолжение......................................................................................................................................34 Окончание..........................................................................................................................................35 Различие между психикой человека и животного..............................................................................................36 Возникновение сознания как главное событие антропогенеза..........................................................................................37 Сознание —............................................................................................................................................37 Научение................................................................................................................................................................38 Реактивное научение.............................................................................................................................................39 Активное научение. Оперантное обуславливание.............................................................................................39 Научение через наблюдение.................................................................................................................................40 Когнитивное научение..........................................................................................................................................41 Инсайт....................................................................................................................................................................41 ГЛАВА 6. СТРОЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА........42 ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ..................................................................................................................................................42 Схема анализа деятельности.................................................................................................................................................43 Социальная адаптация..........................................................................................................................................43 Виды деятельности................................................................................................................................................................44 Периодизация психического развития ребенка..............................................................................45 Игровая деятельность............................................................................................................................................................46 Игровые отношения детей....................................................................................................................46 Сюжет игры............................................................................................................................................46 Содержание игры...................................................................................................................................46 Роль игры в психическом развитии ребенка........................................................................................................................47 Учебная деятельность............................................................................................................................................................47 Структура учебной деятельности.........................................................................................................................................47 Основные положения теорий учения и обучения....................................................................................................................................47 1. Ассоциативная теория (П. А. Шеварев)..........................................................................................47 2. Теория аналитико-синстетических основ обучения (С. Л. Рубинштейн, И. А. Менчинская, Д. H. Богоявленская)..................................................................................................................................48 3. Теория поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин)..............................48 4. Теория развивающего обучения (В. Давыдов и Д. Эльконин)......................................................48 Успешность учебной деятельности......................................................................................................................................49 I. Мотивация достижения.....................................................................................................................49 2. Формирование волевых качеств личности......................................................................................50 Навыки и умения...................................................................................................................................................50 1. Навык..................................................................................................................................................50 Упражнение............................................................................................................................................50 ГЛАВА 7. МОТИВАЦИЯ.........................................................................................................51 Потребности. Виды потребностей.......................................................................................................................51 Решение проблемы мотивации в рамках бихевиоризма.....................................................................................................52 Психоаналитические теории мотивации..............................................................................................................................52 Гуманистические теории мотивации....................................................................................................................................53 Удовлетворение потребностей.............................................................................................................................54 Мотивы...................................................................................................................................................................55 Мотивация..............................................................................................................................................55 Мотивационная сфера личности...........................................................................................................................................56 Связь между мотивами, потребностями и эмоциями..........................................................................................................56 ГЛАВА 8. РЕГУЛЯТОРНЫЕ ПРОЦЕССЫ ПСИХИКИ...................................................57 Эмоции...................................................................................................................................................................57 Функции эмоций....................................................................................................................................................................57 Виды эмоциональных состояний..........................................................................................................................................59 1. Чувственный или эмоциональный тон............................................................................................59 2. Собственно эмоции...........................................................................................................................59 3. Аффект................................................................................................................................................59 4. Страсть................................................................................................................................................60 5. Настроение.........................................................................................................................................60 Стресс.....................................................................................................................................................................60 Воля........................................................................................................................................................................61 Волевой акт и структура волевого акта................................................................................................................................62 Воля как активность..............................................................................................................................................................62 Локализация контроля...........................................................................................................................................................63 ГЛАВА 9. ОСНОВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И СОСТОЯНИЯ......63 Ощущения..............................................................................................................................................................64 Свойства ощущений..............................................................................................................................................................64 1. Модальность......................................................................................................................................64 2. Локализация.......................................................................................................................................64 3. Интенсивность...................................................................................................................................64 4. Продолжительность...........................................................................................................................65 Виды ощущений.....................................................................................................................................................................65 1. Кинестетические ощущения.............................................................................................................65 2. Вестибулярные ощущения................................................................................................................65 3. Кожная чувствительность.................................................................................................................65 4. Вкусовая чувствительность..............................................................................................................65 5. Обоняние............................................................................................................................................65 6. С помощью слуха...............................................................................................................................65 7. Зрение.................................................................................................................................................66 Измерение ощущений............................................................................................................................................................66 Нижний абсолютный порог..................................................................................................................66 Верхний абсолютный порог.................................................................................................................66 Разностный (дифференциальный) порог.............................................................................................66 Сенсорная адаптация.............................................................................................................................66 Синестезия.............................................................................................................................................66 Восприятие.............................................................................................................................................................................66 1) целостность и структурность...........................................................................................................67 2) константност......................................................................................................................................67 3) предметность восприятия —............................................................................................................67 4) осмысленность...................................................................................................................................67 5) активность..........................................................................................................................................67 6) свойство апперцепции......................................................................................................................67 Восприятие пространства и движения.................................................................................................................................68 1. Восприятие глубины и удаленности предметов.............................................................................68 2. Восприятие движения.......................................................................................................................68 3. Восприятие формы............................................................................................................................68 Память .................................................................................................................................................................... 69 Основные психологические подходы в исследованиях памяти.........................................................................................69 1. Монистический подход.....................................................................................................................69 2. Множественный (двойственный) подход........................................................................................69 Двигательная, эмоциональная, образная и словесно-логическая память..........................................................................71 Двигательная (моторная) память..........................................................................................................71 Эмоциональная память.........................................................................................................................71 Образная память ....................................................................................................................................71 Словесно-логическая память................................................................................................................71 Произвольная и непроизвольная память..............................................................................................................................72 Непроизвольная память........................................................................................................................72 Произвольная память............................................................................................................................72 Эксплицитная и имплицитная память..................................................................................................................................72 Имплицитная память —........................................................................................................................72 Эксплицитная память —.......................................................................................................................72 Кратковременная) оперативная и долговременная память................................................................................................73 1. Кратковременная память..................................................................................................................73 2. Оперативная память..........................................................................................................................73 Основные мнемические процессы.......................................................................................................................73 1. Запоминание.......................................................................................................................................73 2. Воспризведение.................................................................................................................................74 3. Забывание...........................................................................................................................................74 4. Хранение............................................................................................................................................75 Внимание................................................................................................................................................................75 Произвольное и непроизвольное внимание.........................................................................................................................76 Основные свойства внимания...............................................................................................................................................76 1. Концентрация внимания...................................................................................................................76 2. Распределение внимания..................................................................................................................77 3. Объем внимания................................................................................................................................77 4. Переключение внимания..................................................................................................................77 Теоретические направления в исследованиях внимания....................................................................................................78 Внимание как активность личности..........................................................................................................................................................78 Внимание как способ управления поведением и функция контроля....................................................................................................78 Внимание как результат организации деятельности...............................................................................................................................79 Воображение..........................................................................................................................................................79 Основные функции воображения.........................................................................................................................................80 1. Целеполагание —..............................................................................................................................80 2. Предвосхищение (антиципация) —.................................................................................................80 3. Комбинирование и планирование —...............................................................................................80 4. Замещение действительности —......................................................................................................80 5. Проникновение во внутренний мир другого человека —..............................................................80 Формы воображения..............................................................................................................................................................80 Мечта —.................................................................................................................................................81 Характеристики воображения...............................................................................................................................................81 1. Яркость и отчетливость.....................................................................................................................81 2. Реалистичность..................................................................................................................................81 3. Контролируемость.............................................................................................................................81 4. Степень активности образов.............................................................................................................81 ГЛАВА 10. МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ........................................................................................82 Общая характеристика мышления.......................................................................................................................82 Мышление —.........................................................................................................................................82 Анализ —................................................................................................................................................82 1. Наглядно-действенное мышление...................................................................................................83 2. Наглядно-образное мышление.........................................................................................................83 Процесс мышления и решение задач...................................................................................................................................84 Основные виды мышления....................................................................................................................................................84 Интуитивное мышление.............................................................................................................................................................................85 Аутистическое мышление....................................................................................................................85 Творческое мышление................................................................................................................................................................................86 Адаптивность.........................................................................................................................................86 Структурность........................................................................................................................................86 Язык и речь. Связь мышления с развитием речи................................................................................................86 Коммуникативная функция речи.........................................................................................................................87 Интеллектуальная функция речи..........................................................................................................................................87 Концепция внутренней речи Л. С. Выготского...................................................................................................................87 Практические приложения использования речи.................................................................................................................88 1. Практическая риторика.....................................................................................................................88 2. Нарушения речевой функции...........................................................................................................89 Интеллект...............................................................................................................................................................90 ГЛАВА 11. ЛИЧНОСТЬ. ИССЛЕДОВАНИЯ......................................................................92 Представление о личности в отечественной психологии..................................................................................92 Предметность —....................................................................................................................................92 Субъектность.........................................................................................................................................92 Личность и индивидуальность..............................................................................................................................................93 1) направленность личности.................................................................................................................93 2) способности.......................................................................................................................................93 3) характер как синтез отношений......................................................................................................93 4) самоконтроль —................................................................................................................................93 Основные этапы формирования личности...........................................................................................................................94 Возрастные этапы формирования личности (периодизация Л. С. Выгодского и Д. Б. Эльконина).........................................................................................................................................94 Окончание..........................................................................................................................................94 Критерии сформировавшейся личности..............................................................................................................................95 Главные направления в зарубежной теории личности.......................................................................................................95 Бихевиоризм.................................................................................................................................................................................................96 Психоаналитическая теория личности.................................................................................................................................97 Функции «защитных механизмов» личности......................................................................................................................98 Аналитическая теория личности..........................................................................................................................................99 Гуманистическая психология.............................................................................................................................................100 Когнитивная теория личности............................................................................................................................................101 Когнитивный диссонанс........................................................................................................................................................................... 103 Диспозициональная теория личности................................................................................................................................104 Формирование Я-концепции индивида. Самооценка.......................................................................................................106 Создание основ теории Я....................................................................................................................................................106 Символический интеракционизм........................................................................................................................................106 Представления об идентичности........................................................................................................................................107 Феноменалистический подход............................................................................................................................................107 Самооценка..........................................................................................................................................................108 ГЛАВА 12. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА.............................109 Темперамент —...................................................................................................................................................109 Сангвинический темперамент.............................................................................................................................................109 Флегматический темперамент............................................................................................................................................110 Холерический темперамент................................................................................................................................................110 Меланхолический темперамент..........................................................................................................................................110 Характер..................................................................................................................................................................................................... 111 Способности.........................................................................................................................................................112 Доказательства врожденности способностей....................................................................................................................113 Доказательства возможности формирования способностей............................................................................................113 Изучение одаренности.........................................................................................................................................................114 Талант —..............................................................................................................................................114 ГЛАВА 13. ОБЩЕНИЕ..........................................................................................................114 Общение...............................................................................................................................................................114 Содержание общения..........................................................................................................................114 Цель общения.......................................................................................................................................115 Средства общения —...........................................................................................................................115 Вербальная и невербальная коммуникация.......................................................................................................................115 Вербальная коммуникация..................................................................................................................................................115 Невербальная коммуникация..............................................................................................................................................116 Обмен информацией в коммуникативном процессе.........................................................................................................118 Процесс коммуникации —.................................................................................................................118 Виды взаимодействия при общении...................................................................................................................................118 Стили взаимодействий........................................................................................................................................................119 Взаимодействие как организация совместной деятельности...........................................................................................120 Социальная перцепция........................................................................................................................................................121 Типы восприятия людьми друг друга................................................................................................................................122 1. Термин «идентификация»,..............................................................................................................122 2. Рефлексия —....................................................................................................................................123 3. Стереотипизация —.........................................................................................................................123 4. Каузальная атрибуция (от лат. causa — причина и atributio — наделяю).................................123 5. Сущность эффекта ореола..............................................................................................................124 Межличностная аттракция..................................................................................................................................................124 ГЛАВА 14. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА .....................................................................................................................................................125 Основные направления практической психологии..........................................................................................125 Сферы практического применения психологического знания.........................................................................................127 ГЛАВА 15. СОВРЕМЕННЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ.........................131 Психологическое консультирование.................................................................................................................131 Основная задача психолога-консультант..........................................................................................133 Основные этапы работы психолога-консультанта............................................................................................................133 Цель проблемно-ориентированной психологической помощи.......................................................133 Аутодидактический процесс ..............................................................................................................133 Общая схема основных этапов работы психолога-консультанта................................................134 1. Процесс психологического консультирования начинается со сбора информации,..................134 Анализ запроса.....................................................................................................................................134 Анализ жизненной ситуации..............................................................................................................134 Гипотеза................................................................................................................................................136 Семейная психотерапия......................................................................................................................................138 Направления в семейной психотерапии.............................................................................................................................139 Школа Пало Алто.................................................................................................................................................................139 Семейная психоаналитическая терапия.............................................................................................................................139 Семейная системная психотерапия....................................................................................................................................139 Стратегическая семейная психотерапия............................................................................................................................140 Семейная поведенческая психотерапия.............................................................................................................................140 Другие направления.............................................................................................................................................................140 Арт-терапия................................................................................................................................................................................................ 141 Психотерапевтические цели арт-терапии............................................................................................................................................... 142 Роль арт-терапии в разрешении детских страхов и проблем............................................................................................................... 143 Методика проективного рисунка........................................................................................................................................144 ОГЛАВЛЕНИЕ ........................................................................................................................144 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ .....................................................................................................147