Центральный Дом Знаний - Тертель А.Л. Психология. Курс лекций

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2690

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Тертель А.Л. Психология. Курс лекций

Тертель А.Л. 
pic

Год выпуска: 2006
Издательство: М. : ТК Велби, Изд-во Проспект
ISBN: 5-482-00430-9
Формат: PDF
Качество: OCR без ошибок
Количество страниц: 147
Язык: Русский
Размер Файла: 2.53 МБ
В учебном пособии раскрыты основные теоретические вопросы курса "Психология": предмет, методы, задачи, принципы, описаны структура, регуляторные процессы и состояния психики. Большое внимание уделено исследованиям личности, деятельности и мотивации человека, мышлению, речи и общению.
Пособие написано в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования Российской Федерации и содержит основные вопросы, включаемые в билеты для зачетов и экзаменов.
Для студентов, аспирантов и преподавателей вузов, научных и практических работников, а также всех интересующихся вопросами психологии.


Электронное оглавление

Электронное оглавление............................................................................................................4

ГЛАВА 1. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА...............................................................................9

Предмет психологии.............................................................................................................................................10

ГЛАВА 2. ИСТОРИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ПРЕДМЕТА ПСИХОЛОГИИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В ПСИХОЛОГИИ...........................................................11

Житейская психология..........................................................................................................................................11

Развитие психологических знаний в античной философии...............................................................................12

Учение о душе........................................................................................................................................................................12

Развитие психологической мысли в эпоху Средневековья и в эпоху Возрождения.......................................13

Развитие психологии в Новое время....................................................................................................................14

ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИИ ПЕРИОДА ЕЕ РАЗВИТИЯ КАК

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ НАУКИ...........................................................................................18

Экспериментальная психология сознания..........................................................................................................18

Бихевиоризм и необихевиоризм..........................................................................................................................20

Гештальтпсихология.............................................................................................................................................21

Психоанализ и теория бессознательного............................................................................................................22

Когнитивная психология......................................................................................................................................22

Основные достижения отечественной психологии начала XX века.................................................................23

Принцип деятельности в психологии...................................................................................................................................23

Культурно-исторический подход в психологии.................................................................................................24

ГЛАВА 4. МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ ..................................................................................24

Метод наблюдения................................................................................................................................................24

Метод эксперимента.............................................................................................................................................26

Метод опроса: интервью и анкетирование..........................................................................................................26

Шкалирование.......................................................................................................................................................27

Тестирование.........................................................................................................................................................28

Основные требования к тесту...............................................................................................................................29

Основные разновидности тестов личности.........................................................................................................29

ГЛАВА 5. СТРУКТУРА ПСИХИКИ.....................................................................................32

Основные стадии развития психики в филогенезе.............................................................................................33

Стадии и уровни развития психики и поведения животных (по А. Н. Леонтьеву и К. Э. Фабри)

.............................................................................................................................................................33

Продолжение......................................................................................................................................34

Окончание..........................................................................................................................................35

Различие между психикой человека и животного..............................................................................................36

Возникновение сознания как главное событие антропогенеза..........................................................................................37

Сознание —............................................................................................................................................37

Научение................................................................................................................................................................38

Реактивное научение.............................................................................................................................................39

Активное научение. Оперантное обуславливание.............................................................................................39

Научение через наблюдение.................................................................................................................................40

Когнитивное научение..........................................................................................................................................41

Инсайт....................................................................................................................................................................41

ГЛАВА 6. СТРОЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧЕЛОВЕКА........42

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ..................................................................................................................................................42

Схема анализа деятельности.................................................................................................................................................43

Социальная адаптация..........................................................................................................................................43

Виды деятельности................................................................................................................................................................44

Периодизация психического развития ребенка..............................................................................45

Игровая деятельность............................................................................................................................................................46

Игровые отношения детей....................................................................................................................46

Сюжет игры............................................................................................................................................46

Содержание игры...................................................................................................................................46

Роль игры в психическом развитии ребенка........................................................................................................................47

Учебная деятельность............................................................................................................................................................47

Структура учебной деятельности.........................................................................................................................................47

Основные положения теорий учения и обучения....................................................................................................................................47

1. Ассоциативная теория (П. А. Шеварев)..........................................................................................47

2. Теория аналитико-синстетических основ обучения (С. Л. Рубинштейн, И. А. Менчинская, Д.

H. Богоявленская)..................................................................................................................................48

3. Теория поэтапного формирования умственных действий (П. Я. Гальперин)..............................48

4. Теория развивающего обучения (В. Давыдов и Д. Эльконин)......................................................48

Успешность учебной деятельности......................................................................................................................................49

I. Мотивация достижения.....................................................................................................................49

2. Формирование волевых качеств личности......................................................................................50

Навыки и умения...................................................................................................................................................50

1. Навык..................................................................................................................................................50

Упражнение............................................................................................................................................50

ГЛАВА 7. МОТИВАЦИЯ.........................................................................................................51

Потребности. Виды потребностей.......................................................................................................................51

Решение проблемы мотивации в рамках бихевиоризма.....................................................................................................52

Психоаналитические теории мотивации..............................................................................................................................52

Гуманистические теории мотивации....................................................................................................................................53

Удовлетворение потребностей.............................................................................................................................54

Мотивы...................................................................................................................................................................55

Мотивация..............................................................................................................................................55

Мотивационная сфера личности...........................................................................................................................................56

Связь между мотивами, потребностями и эмоциями..........................................................................................................56

ГЛАВА 8. РЕГУЛЯТОРНЫЕ ПРОЦЕССЫ ПСИХИКИ...................................................57

Эмоции...................................................................................................................................................................57

Функции эмоций....................................................................................................................................................................57

Виды эмоциональных состояний..........................................................................................................................................59

1. Чувственный или эмоциональный тон............................................................................................59

2. Собственно эмоции...........................................................................................................................59

3. Аффект................................................................................................................................................59

4. Страсть................................................................................................................................................60

5. Настроение.........................................................................................................................................60

Стресс.....................................................................................................................................................................60

Воля........................................................................................................................................................................61

Волевой акт и структура волевого акта................................................................................................................................62

Воля как активность..............................................................................................................................................................62

Локализация контроля...........................................................................................................................................................63

ГЛАВА 9. ОСНОВНЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ И СОСТОЯНИЯ......63

Ощущения..............................................................................................................................................................64

Свойства ощущений..............................................................................................................................................................64

1. Модальность......................................................................................................................................64

2. Локализация.......................................................................................................................................64

3. Интенсивность...................................................................................................................................64

4. Продолжительность...........................................................................................................................65

Виды ощущений.....................................................................................................................................................................65

1. Кинестетические ощущения.............................................................................................................65

2. Вестибулярные ощущения................................................................................................................65

3. Кожная чувствительность.................................................................................................................65

4. Вкусовая чувствительность..............................................................................................................65

5. Обоняние............................................................................................................................................65

6. С помощью слуха...............................................................................................................................65

7. Зрение.................................................................................................................................................66

Измерение ощущений............................................................................................................................................................66

Нижний абсолютный порог..................................................................................................................66

Верхний абсолютный порог.................................................................................................................66

Разностный (дифференциальный) порог.............................................................................................66

Сенсорная адаптация.............................................................................................................................66

Синестезия.............................................................................................................................................66

Восприятие.............................................................................................................................................................................66

1) целостность и структурность...........................................................................................................67

2) константност......................................................................................................................................67

3) предметность восприятия —............................................................................................................67

4) осмысленность...................................................................................................................................67

5) активность..........................................................................................................................................67

6) свойство апперцепции......................................................................................................................67

Восприятие пространства и движения.................................................................................................................................68

1. Восприятие глубины и удаленности предметов.............................................................................68

2. Восприятие движения.......................................................................................................................68

3. Восприятие формы............................................................................................................................68

Память .................................................................................................................................................................... 69

Основные психологические подходы в исследованиях памяти.........................................................................................69

1. Монистический подход.....................................................................................................................69

2. Множественный (двойственный) подход........................................................................................69

Двигательная, эмоциональная, образная и словесно-логическая память..........................................................................71

Двигательная (моторная) память..........................................................................................................71

Эмоциональная память.........................................................................................................................71

Образная память ....................................................................................................................................71

Словесно-логическая память................................................................................................................71

Произвольная и непроизвольная память..............................................................................................................................72

Непроизвольная память........................................................................................................................72

Произвольная память............................................................................................................................72

Эксплицитная и имплицитная память..................................................................................................................................72

Имплицитная память —........................................................................................................................72

Эксплицитная память —.......................................................................................................................72

Кратковременная) оперативная и долговременная память................................................................................................73

1. Кратковременная память..................................................................................................................73

2. Оперативная память..........................................................................................................................73

Основные мнемические процессы.......................................................................................................................73

1. Запоминание.......................................................................................................................................73

2. Воспризведение.................................................................................................................................74

3. Забывание...........................................................................................................................................74

4. Хранение............................................................................................................................................75

Внимание................................................................................................................................................................75

Произвольное и непроизвольное внимание.........................................................................................................................76

Основные свойства внимания...............................................................................................................................................76

1. Концентрация внимания...................................................................................................................76

2. Распределение внимания..................................................................................................................77

3. Объем внимания................................................................................................................................77

4. Переключение внимания..................................................................................................................77

Теоретические направления в исследованиях внимания....................................................................................................78

Внимание как активность личности..........................................................................................................................................................78

Внимание как способ управления поведением и функция контроля....................................................................................................78

Внимание как результат организации деятельности...............................................................................................................................79

Воображение..........................................................................................................................................................79

Основные функции воображения.........................................................................................................................................80

1. Целеполагание —..............................................................................................................................80

2. Предвосхищение (антиципация) —.................................................................................................80

3. Комбинирование и планирование —...............................................................................................80

4. Замещение действительности —......................................................................................................80

5. Проникновение во внутренний мир другого человека —..............................................................80

Формы воображения..............................................................................................................................................................80

Мечта —.................................................................................................................................................81

Характеристики воображения...............................................................................................................................................81

1. Яркость и отчетливость.....................................................................................................................81

2. Реалистичность..................................................................................................................................81

3. Контролируемость.............................................................................................................................81

4. Степень активности образов.............................................................................................................81

ГЛАВА 10. МЫШЛЕНИЕ И РЕЧЬ........................................................................................82

Общая характеристика мышления.......................................................................................................................82

Мышление —.........................................................................................................................................82

Анализ —................................................................................................................................................82

1. Наглядно-действенное мышление...................................................................................................83

2. Наглядно-образное мышление.........................................................................................................83

Процесс мышления и решение задач...................................................................................................................................84

Основные виды мышления....................................................................................................................................................84

Интуитивное мышление.............................................................................................................................................................................85

Аутистическое мышление....................................................................................................................85

Творческое мышление................................................................................................................................................................................86

Адаптивность.........................................................................................................................................86

Структурность........................................................................................................................................86

Язык и речь. Связь мышления с развитием речи................................................................................................86

Коммуникативная функция речи.........................................................................................................................87

Интеллектуальная функция речи..........................................................................................................................................87

Концепция внутренней речи Л. С. Выготского...................................................................................................................87

Практические приложения использования речи.................................................................................................................88

1. Практическая риторика.....................................................................................................................88

2. Нарушения речевой функции...........................................................................................................89

Интеллект...............................................................................................................................................................90

ГЛАВА 11. ЛИЧНОСТЬ. ИССЛЕДОВАНИЯ......................................................................92

Представление о личности в отечественной психологии..................................................................................92

Предметность —....................................................................................................................................92

Субъектность.........................................................................................................................................92

Личность и индивидуальность..............................................................................................................................................93

1) направленность личности.................................................................................................................93

2) способности.......................................................................................................................................93

3) характер как синтез отношений......................................................................................................93

4) самоконтроль —................................................................................................................................93

Основные этапы формирования личности...........................................................................................................................94

Возрастные этапы формирования личности (периодизация Л. С. Выгодского и Д. Б.

Эльконина).........................................................................................................................................94

Окончание..........................................................................................................................................94

Критерии сформировавшейся личности..............................................................................................................................95

Главные направления в зарубежной теории личности.......................................................................................................95

Бихевиоризм.................................................................................................................................................................................................96

Психоаналитическая теория личности.................................................................................................................................97

Функции «защитных механизмов» личности......................................................................................................................98

Аналитическая теория личности..........................................................................................................................................99

Гуманистическая психология.............................................................................................................................................100

Когнитивная теория личности............................................................................................................................................101

Когнитивный диссонанс........................................................................................................................................................................... 103

Диспозициональная теория личности................................................................................................................................104

Формирование Я-концепции индивида. Самооценка.......................................................................................................106

Создание основ теории Я....................................................................................................................................................106

Символический интеракционизм........................................................................................................................................106

Представления об идентичности........................................................................................................................................107

Феноменалистический подход............................................................................................................................................107

Самооценка..........................................................................................................................................................108

ГЛАВА 12. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ЧЕЛОВЕКА.............................109

Темперамент —...................................................................................................................................................109

Сангвинический темперамент.............................................................................................................................................109

Флегматический темперамент............................................................................................................................................110

Холерический темперамент................................................................................................................................................110

Меланхолический темперамент..........................................................................................................................................110

Характер..................................................................................................................................................................................................... 111

Способности.........................................................................................................................................................112

Доказательства врожденности способностей....................................................................................................................113

Доказательства возможности формирования способностей............................................................................................113

Изучение одаренности.........................................................................................................................................................114

Талант —..............................................................................................................................................114

ГЛАВА 13. ОБЩЕНИЕ..........................................................................................................114

Общение...............................................................................................................................................................114

Содержание общения..........................................................................................................................114

Цель общения.......................................................................................................................................115

Средства общения —...........................................................................................................................115

Вербальная и невербальная коммуникация.......................................................................................................................115

Вербальная коммуникация..................................................................................................................................................115

Невербальная коммуникация..............................................................................................................................................116

Обмен информацией в коммуникативном процессе.........................................................................................................118

Процесс коммуникации —.................................................................................................................118

Виды взаимодействия при общении...................................................................................................................................118

Стили взаимодействий........................................................................................................................................................119

Взаимодействие как организация совместной деятельности...........................................................................................120

Социальная перцепция........................................................................................................................................................121

Типы восприятия людьми друг друга................................................................................................................................122

1. Термин «идентификация»,..............................................................................................................122

2. Рефлексия —....................................................................................................................................123

3. Стереотипизация —.........................................................................................................................123

4. Каузальная атрибуция (от лат. causa — причина и atributio — наделяю).................................123

5. Сущность эффекта ореола..............................................................................................................124

Межличностная аттракция..................................................................................................................................................124

ГЛАВА 14. ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ НАУКА И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПРАКТИКА

.....................................................................................................................................................125

Основные направления практической психологии..........................................................................................125

Сферы практического применения психологического знания.........................................................................................127

ГЛАВА 15. СОВРЕМЕННЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕТОДИКИ.........................131

Психологическое консультирование.................................................................................................................131

Основная задача психолога-консультант..........................................................................................133

Основные этапы работы психолога-консультанта............................................................................................................133

Цель проблемно-ориентированной психологической помощи.......................................................133

Аутодидактический процесс ..............................................................................................................133

Общая схема основных этапов работы психолога-консультанта................................................134

1. Процесс психологического консультирования начинается со сбора информации,..................134

Анализ запроса.....................................................................................................................................134

Анализ жизненной ситуации..............................................................................................................134

Гипотеза................................................................................................................................................136

Семейная психотерапия......................................................................................................................................138

Направления в семейной психотерапии.............................................................................................................................139

Школа Пало Алто.................................................................................................................................................................139

Семейная психоаналитическая терапия.............................................................................................................................139

Семейная системная психотерапия....................................................................................................................................139

Стратегическая семейная психотерапия............................................................................................................................140

Семейная поведенческая психотерапия.............................................................................................................................140

Другие направления.............................................................................................................................................................140

Арт-терапия................................................................................................................................................................................................ 141

Психотерапевтические цели арт-терапии............................................................................................................................................... 142

Роль арт-терапии в разрешении детских страхов и проблем............................................................................................................... 143

Методика проективного рисунка........................................................................................................................................144

ОГЛАВЛЕНИЕ ........................................................................................................................144

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ .....................................................................................................147

Loading

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24