
Год выпуска: 2005
Издательство: Спб
Формат:
Обычный текст
Количество страниц:
246
В учебном пособии реализована
одна из первых попыток представить в
системном варианте основные проблемы
социальной психологии закрытых
образовательных учреждений. В книге
раскрывается весь комплекс закономерностей
и зависимостей, характеризующих процессы
группообразования и личностного развития
в условиях институционально заданной
социальной депривации. При этом в тексте
содержатся материалы как эмпирического,
так и объяснительного характера,
демонстрирующие специфику последствий
"закрытости" в зависимости от
контингента воспитанников интернатных
учреждений и от психологического
наполнения личностно-развивающей
деятельности. Книга адресована
преподавателям и студентам вузов,
практическим психологам и педагогам
интернатных учреждений, а так же всем
тем, кто интересуется проблемами
жизнедеятельности закрытых подростковых
сообществ.
Содержание
Введение………………………………………………………………………………………….4
Часть 1 Теоретические основы проблематики: социально-возрастная характеристика подростка; феномен «закрытости» и закрытая группа; отношения значимости……………7
1.1 Отрочество - «переломная» эпоха эры восхождения личности к социальной зрелости…………………………………………………………………………………………..7
1.1.1. Возраст личности: психологический акцент гетерохронности развития………………………………………………………………………...…7
1.1.2. От… и до возрастной периодизации развития психики по Д.Б. Эльконину………………………………………………………………………12
1.1.3. Специфика личностного развития подростков: типичные социально-психологические девиации на фоне психической нормы……………………21
1.1.4. Социогенная потребность в персонализации и процесс вхождения развивающейся личности в референтную группу………………………….32
1.1.5 Отрочество и потребность «быть личностью»………………………42
1.2 Образовательные учреждения закрытого типа как самоценный объект социально-психологического исследования…………………………………………………48
1.2.1. Спецификация социальной депривации……………………………….48
1.2.2. Опыт исследования г руппообразования и личностного развития в закрытых образовательных учреждениях……………………………………51
1.3. Субъективная представленность «другого»: факторы личностной и ролевой значимости………………………………………………………………………………………58
1.3.1. Критерии субъективной значимости «другого»……………………….58
1.3.2. Проблемное поле приложения трехфакторной модели «значимого другого» по А.В. Петровскому……………………………………………….59
Часть 2 Система межличностных отношений подростков в закрытых образовательных учреждениях разного типа……………………………………………………………………67
2.1 Подростки – правонарушители в условиях принудительной изоляции: межличностные отношения в системе «сверстники – сверстники»……………………….75
2.1.1. Неформальная структура власти в группах подростков в условиях режимных спецучреждений…………………………………………………..75
2.1.2. Эмоциональная интрагрупповая структура в сообществах подростков в условиях режимных спецучреждений……………………………………….89
2.1.3. Интрагрупповая структура референтных отношений подростков в условиях режимных спецучреждений…………………………………………96
2.1.4. Значимость сверстника – подростка в условиях принудительной изоляции……………………………………………………………………….99
2.2 Подростки – воспитанники детских домов и школ- интернатов для реальных и «социальных» сирот: межличностные отношения в системе «сверстники – сверстники»……………………………………………………………………………………101
2.2.1. Социальная ситуация развития подростков – воспитанников детских домов и школ – интернатов: принципиальная идентичность условий…………………………………………………………………….…101
2.2.2. Неформальная структура власти в группах подростков – воспитанников детских домов и школ – интернатов для реальных и «социальных» сирот……………………………………….………………103
2.2.3. Эмоциональная интрагрупповая структура в сообществах подростков в условиях детских домов и школ – интернатов для реальных и «социальных» сирот………………………………………………………….109
2.2.4 Интрагрупповая структура референтных отношений подростков в условиях детских домов и школ – интернатов для реальных и «социальных» сирот…………………………………………………………………………..115
2.2.5 Значимость сверстника – подростка в условиях детских домов и школ – интернатов для реальных и «социальных» сирот…………………………117
2.3 Подростки – воспитанники профессионально-специализированных интернатов: межличностные отношения в системе «сверстники- сверстники» ………………………119
2.3.1.Психологические последствия ранней профессионализации в условиях специализированных интернатов и профильных спецшкол……………….119
2.3.2. Неформальная структура власти в группах подростков – воспитанников профессионально-специализированных интернатов….…124
2.3.3.Эмоциональная интрагрупповая структура в сообществах подростков в условиях профессионально-специализированных интернатов…………..131
2.3.4 Интрагрупповая структура референтных отношений подростков в условиях профессионально-специализированных интернатов…………….134
2.3.5 Значимость сверстника – подростка в условиях профессионально-специализированных интернатов……………………………………………135
2.4 Результаты сравнительного анализа межличностных отношений подростков в системе «сверстники – «сверстники» в закрытых образовательных учреждениях разного типа……………………………………………………………………………………………..137
Часть 3 Система межличностных отношений подростков и педагогов в закрытых образовательных учреждениях разного типа……………………………………………146
3.1 Система взаимоотношений подростков и педагогов в режимных спецучреждениях…………………………………………………………………………….147
3.1.1. Ролевая власть воспитателя в глазах воспитанника как основа их личностного противостояния………………………………………………147
3.1.2. Основание значимости воспитателя для воспитанников режимных спецучреждений……………………………………………………………..151
3.1.3. Основание значимости воспитанника для воспитателя режимных спецучреждений…………………………………………………………….152
3.2 Система взаимоотношений подростков и педагогов в условиях детских домов и школ – интернатов для реальных и «социальных» сирот…………………………………154
3.2.1. Характер взаимоотношений воспитателя и воспитанников детских домов и школ – интернатов для реальных и «социальных» сирот: прошлый жизненный опыт подростков и их статус в интрагрупповой неформальной структуре власти …………………………………………………………….154
3.2.2 Основание значимости воспитателя для воспитанников детских домов и школ – интернатов для реальных и «социальных» сирот………………162
3.2.3. Основание значимости воспитанника для воспитателя детских домов и школ – интернатов для реальных и «социальных» сирот…………………163
3.3 Система взаимоотношений подростков и педагогов в условиях профессионально-специализированных интернатов……………………………………….164
3.3.1 Социальная ситуация развития подростков – воспитанников профессионально – специализированных интернатов: добровольно – вынужденная изоляция и ее психологические последствия………………164
3.3.2 Психологические особенности взаимоотношений разностатусных подростков – воспитанников с педагогами в условиях профессионально - специализированных интернатов……………………………………………165
3.1.2. Основание значимости педагога для воспитанников профессионально – специализированных интернатов………………………………………….170
3.1.3. Основание значимости воспитанника для педагога профессионально – специализированных интернатов…………………………………………….170
3.4 Результаты сравнительного анализа межличностных отношений подростков и педагога в системе в закрытых образовательных учреждениях разного типа…………173
Часть 4 Социально-психологический и экспериментально-дигностико-коррекционный комплекс для практических психологов закрытых образовательных учреждений: группообразованияе межличностные отношения, личностное развитие………………175
4.1 Методическое оснащение: описание методических процедур, обработка данных, алгоритм интерпретации…………………………………………………………178
4.1.1. Социометрия…………………………………………………………178
4.1.2. Референтометрия……………………………………………………187
4.1.3. Методика выявления мотивационного ядра межличностных выборов…………………………………………………………………….191
4.1.4. Методический прием определения неформальной интрагрупповой структуры власти в контактном сообществе…………………………….196
4.1.5. Методика определения ценностно-ориентационного единства группы……………………………………………………………………198
4.1.6. Методика «подставной» самооценки……………………………205
4.1.7. Социально-психологическая модификация техники «репертуарных решеток» Дж. Келли………………………………………………………..209
4.2 Принципы организации воспитательно-коррекционной работы ……………221
4.2.1. Эмпирические данные, необходимые для проведения воспитательно-коррекционной работы с группой в целом в условиях закрытых образовательных учреждений…………………………………………….222
4.2.2. Эмпирические данные, необходимые для проведения индивидуальной воспитательно-коррекционной работы в условиях закрытых образовательных учреждений……………………………………………..235
Заключение…………………………………………………………………………………245