|
Ю.М.Кондратьев. Социальная психология закрытых образовательных учрежденийЮ.М.Кондратьев. Год выпуска: 2005 Содержание Введение………………………………………………………………………………………….4 Часть 1 Теоретические основы проблематики: социально-возрастная характеристика подростка; феномен «закрытости» и закрытая группа; отношения значимости……………7 1.1 Отрочество - «переломная» эпоха эры восхождения личности к социальной зрелости…………………………………………………………………………………………..7 1.1.1. Возраст личности: психологический акцент гетерохронности развития………………………………………………………………………...…7 1.1.2. От… и до возрастной периодизации развития психики по Д.Б. Эльконину………………………………………………………………………12 1.1.3. Специфика личностного развития подростков: типичные социально-психологические девиации на фоне психической нормы……………………21 1.1.4. Социогенная потребность в персонализации и процесс вхождения развивающейся личности в референтную группу………………………….32 1.1.5 Отрочество и потребность «быть личностью»………………………42 1.2 Образовательные учреждения закрытого типа как самоценный объект социально-психологического исследования…………………………………………………48 1.2.1. Спецификация социальной депривации……………………………….48 1.2.2. Опыт исследования г руппообразования и личностного развития в закрытых образовательных учреждениях……………………………………51 1.3. Субъективная представленность «другого»: факторы личностной и ролевой значимости………………………………………………………………………………………58 1.3.1. Критерии субъективной значимости «другого»……………………….58 1.3.2. Проблемное поле приложения трехфакторной модели «значимого другого» по А.В. Петровскому……………………………………………….59 Часть 2 Система межличностных отношений подростков в закрытых образовательных учреждениях разного типа……………………………………………………………………67 2.1 Подростки – правонарушители в условиях принудительной изоляции: межличностные отношения в системе «сверстники – сверстники»……………………….75 2.1.1. Неформальная структура власти в группах подростков в условиях режимных спецучреждений…………………………………………………..75 2.1.2. Эмоциональная интрагрупповая структура в сообществах подростков в условиях режимных спецучреждений……………………………………….89 2.1.3. Интрагрупповая структура референтных отношений подростков в условиях режимных спецучреждений…………………………………………96 2.1.4. Значимость сверстника – подростка в условиях принудительной изоляции……………………………………………………………………….99 2.2 Подростки – воспитанники детских домов и школ- интернатов для реальных и «социальных» сирот: межличностные отношения в системе «сверстники – сверстники»……………………………………………………………………………………101 2.2.1. Социальная ситуация развития подростков – воспитанников детских домов и школ – интернатов: принципиальная идентичность условий…………………………………………………………………….…101 2.2.2. Неформальная структура власти в группах подростков – воспитанников детских домов и школ – интернатов для реальных и «социальных» сирот……………………………………….………………103 2.2.3. Эмоциональная интрагрупповая структура в сообществах подростков в условиях детских домов и школ – интернатов для реальных и «социальных» сирот………………………………………………………….109 2.2.4 Интрагрупповая структура референтных отношений подростков в условиях детских домов и школ – интернатов для реальных и «социальных» сирот…………………………………………………………………………..115 2.2.5 Значимость сверстника – подростка в условиях детских домов и школ – интернатов для реальных и «социальных» сирот…………………………117 2.3 Подростки – воспитанники профессионально-специализированных интернатов: межличностные отношения в системе «сверстники- сверстники» ………………………119 2.3.1.Психологические последствия ранней профессионализации в условиях специализированных интернатов и профильных спецшкол……………….119 2.3.2. Неформальная структура власти в группах подростков – воспитанников профессионально-специализированных интернатов….…124 2.3.3.Эмоциональная интрагрупповая структура в сообществах подростков в условиях профессионально-специализированных интернатов…………..131 2.3.4 Интрагрупповая структура референтных отношений подростков в условиях профессионально-специализированных интернатов…………….134 2.3.5 Значимость сверстника – подростка в условиях профессионально-специализированных интернатов……………………………………………135 2.4 Результаты сравнительного анализа межличностных отношений подростков в системе «сверстники – «сверстники» в закрытых образовательных учреждениях разного типа……………………………………………………………………………………………..137 Часть 3 Система межличностных отношений подростков и педагогов в закрытых образовательных учреждениях разного типа……………………………………………146 3.1 Система взаимоотношений подростков и педагогов в режимных спецучреждениях…………………………………………………………………………….147 3.1.1. Ролевая власть воспитателя в глазах воспитанника как основа их личностного противостояния………………………………………………147 3.1.2. Основание значимости воспитателя для воспитанников режимных спецучреждений……………………………………………………………..151 3.1.3. Основание значимости воспитанника для воспитателя режимных спецучреждений…………………………………………………………….152 3.2 Система взаимоотношений подростков и педагогов в условиях детских домов и школ – интернатов для реальных и «социальных» сирот…………………………………154 3.2.1. Характер взаимоотношений воспитателя и воспитанников детских домов и школ – интернатов для реальных и «социальных» сирот: прошлый жизненный опыт подростков и их статус в интрагрупповой неформальной структуре власти …………………………………………………………….154 3.2.2 Основание значимости воспитателя для воспитанников детских домов и школ – интернатов для реальных и «социальных» сирот………………162 3.2.3. Основание значимости воспитанника для воспитателя детских домов и школ – интернатов для реальных и «социальных» сирот…………………163 3.3 Система взаимоотношений подростков и педагогов в условиях профессионально-специализированных интернатов……………………………………….164 3.3.1 Социальная ситуация развития подростков – воспитанников профессионально – специализированных интернатов: добровольно – вынужденная изоляция и ее психологические последствия………………164 3.3.2 Психологические особенности взаимоотношений разностатусных подростков – воспитанников с педагогами в условиях профессионально - специализированных интернатов……………………………………………165 3.1.2. Основание значимости педагога для воспитанников профессионально – специализированных интернатов………………………………………….170 3.1.3. Основание значимости воспитанника для педагога профессионально – специализированных интернатов…………………………………………….170 3.4 Результаты сравнительного анализа межличностных отношений подростков и педагога в системе в закрытых образовательных учреждениях разного типа…………173 Часть 4 Социально-психологический и экспериментально-дигностико-коррекционный комплекс для практических психологов закрытых образовательных учреждений: группообразованияе межличностные отношения, личностное развитие………………175 4.1 Методическое оснащение: описание методических процедур, обработка данных, алгоритм интерпретации…………………………………………………………178 4.1.1. Социометрия…………………………………………………………178 4.1.2. Референтометрия……………………………………………………187 4.1.3. Методика выявления мотивационного ядра межличностных выборов…………………………………………………………………….191 4.1.4. Методический прием определения неформальной интрагрупповой структуры власти в контактном сообществе…………………………….196 4.1.5. Методика определения ценностно-ориентационного единства группы……………………………………………………………………198 4.1.6. Методика «подставной» самооценки……………………………205 4.1.7. Социально-психологическая модификация техники «репертуарных решеток» Дж. Келли………………………………………………………..209 4.2 Принципы организации воспитательно-коррекционной работы ……………221 4.2.1. Эмпирические данные, необходимые для проведения воспитательно-коррекционной работы с группой в целом в условиях закрытых образовательных учреждений…………………………………………….222 4.2.2. Эмпирические данные, необходимые для проведения индивидуальной воспитательно-коррекционной работы в условиях закрытых образовательных учреждений……………………………………………..235 Заключение…………………………………………………………………………………245 |
Loading
|