Центральный Дом Знаний - Ю.М.Кондратьев. Социальная психология закрытых образовательных учреждений

Информационный центр "Центральный Дом Знаний"

Заказать учебную работу! Жми!



ЖМИ: ТУТ ТЫСЯЧИ КУРСОВЫХ РАБОТ ДЛЯ ТЕБЯ

      cendomzn@yandex.ru  

Наш опрос

Я учусь (закончил(-а) в
Всего ответов: 2690

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0


Форма входа

Логин:
Пароль:

Ю.М.Кондратьев. Социальная психология закрытых образовательных учреждений

Ю.М.Кондратьев. 
pic

Год выпуска: 2005
Издательство: Спб
Формат: Обычный текст
Количество страниц: 246
В учебном пособии реализована одна из первых попыток представить в системном варианте основные проблемы социальной психологии закрытых образовательных учреждений. В книге раскрывается весь комплекс закономерностей и зависимостей, характеризующих процессы группообразования и личностного развития в условиях институционально заданной социальной депривации. При этом в тексте содержатся материалы как эмпирического, так и объяснительного характера, демонстрирующие специфику последствий "закрытости" в зависимости от контингента воспитанников интернатных учреждений и от психологического наполнения личностно-развивающей деятельности. Книга адресована преподавателям и студентам вузов, практическим психологам и педагогам интернатных учреждений, а так же всем тем, кто интересуется проблемами жизнедеятельности закрытых подростковых сообществ.


Содержание

 

Введение………………………………………………………………………………………….4

 

Часть 1 Теоретические основы проблематики: социально-возрастная характеристика подростка; феномен «закрытости» и закрытая группа; отношения значимости……………7

1.1 Отрочество - «переломная» эпоха эры восхождения личности к социальной зрелости…………………………………………………………………………………………..7

1.1.1.  Возраст личности: психологический акцент гетерохронности развития………………………………………………………………………...…7

1.1.2.  От… и до возрастной периодизации развития психики по Д.Б. Эльконину………………………………………………………………………12

1.1.3.  Специфика личностного развития подростков: типичные социально-психологические девиации на фоне психической нормы……………………21

1.1.4.  Социогенная потребность в персонализации и процесс вхождения развивающейся личности в референтную группу………………………….32

1.1.5  Отрочество и потребность «быть личностью»………………………42

 

1.2 Образовательные учреждения закрытого типа как самоценный объект социально-психологического исследования…………………………………………………48

1.2.1. Спецификация социальной депривации……………………………….48

1.2.2. Опыт исследования г  руппообразования и личностного развития в закрытых образовательных учреждениях……………………………………51

 

1.3. Субъективная представленность «другого»: факторы личностной и ролевой значимости………………………………………………………………………………………58

1.3.1. Критерии субъективной значимости «другого»……………………….58

1.3.2. Проблемное поле приложения трехфакторной модели «значимого другого» по А.В. Петровскому……………………………………………….59

 

Часть 2 Система межличностных отношений подростков в закрытых образовательных учреждениях разного типа……………………………………………………………………67

2.1 Подростки – правонарушители в условиях принудительной изоляции: межличностные отношения в системе «сверстники – сверстники»……………………….75

2.1.1.   Неформальная структура власти в группах подростков в условиях режимных спецучреждений…………………………………………………..75

2.1.2.   Эмоциональная интрагрупповая структура в сообществах подростков в условиях режимных спецучреждений……………………………………….89

2.1.3.   Интрагрупповая структура референтных отношений подростков в условиях режимных спецучреждений…………………………………………96

2.1.4.   Значимость сверстника – подростка в условиях принудительной изоляции……………………………………………………………………….99

 

2.2 Подростки – воспитанники детских домов и школ- интернатов для реальных и «социальных» сирот: межличностные отношения в системе «сверстники – сверстники»……………………………………………………………………………………101

2.2.1. Социальная ситуация развития подростков – воспитанников детских домов и школ – интернатов: принципиальная идентичность условий…………………………………………………………………….…101

2.2.2. Неформальная структура власти в группах подростков – воспитанников детских домов и школ – интернатов для реальных и «социальных» сирот……………………………………….………………103

2.2.3. Эмоциональная интрагрупповая структура в сообществах подростков в условиях детских домов и школ – интернатов для реальных и «социальных» сирот………………………………………………………….109

2.2.4 Интрагрупповая структура референтных отношений подростков в условиях детских домов и школ – интернатов для реальных и «социальных» сирот…………………………………………………………………………..115

2.2.5 Значимость сверстника – подростка в условиях детских домов и школ – интернатов для реальных и «социальных» сирот…………………………117

 

2.3 Подростки – воспитанники профессионально-специализированных интернатов: межличностные отношения в системе «сверстники- сверстники» ………………………119

2.3.1.Психологические последствия ранней профессионализации в условиях специализированных интернатов и профильных спецшкол……………….119

2.3.2. Неформальная структура власти в группах подростков – воспитанников профессионально-специализированных интернатов….…124

2.3.3.Эмоциональная интрагрупповая структура в сообществах подростков в условиях профессионально-специализированных интернатов…………..131

2.3.4 Интрагрупповая структура референтных отношений подростков в условиях профессионально-специализированных интернатов…………….134

2.3.5 Значимость сверстника – подростка в условиях профессионально-специализированных интернатов……………………………………………135

 

2.4 Результаты сравнительного анализа межличностных отношений подростков в системе «сверстники – «сверстники» в закрытых образовательных учреждениях разного типа……………………………………………………………………………………………..137

 

Часть 3 Система межличностных отношений подростков и педагогов в закрытых образовательных учреждениях разного типа……………………………………………146

3.1 Система взаимоотношений подростков и педагогов в режимных спецучреждениях…………………………………………………………………………….147

3.1.1. Ролевая власть воспитателя в глазах воспитанника как основа их личностного противостояния………………………………………………147

3.1.2. Основание значимости воспитателя для воспитанников режимных спецучреждений……………………………………………………………..151

3.1.3. Основание значимости воспитанника для воспитателя режимных спецучреждений…………………………………………………………….152

 

3.2 Система взаимоотношений подростков и педагогов в условиях детских домов и школ – интернатов для реальных и «социальных» сирот…………………………………154

3.2.1. Характер взаимоотношений воспитателя и воспитанников детских домов и школ – интернатов для реальных и «социальных» сирот: прошлый жизненный опыт подростков и их статус в интрагрупповой неформальной структуре власти …………………………………………………………….154

3.2.2 Основание значимости воспитателя для воспитанников детских домов и школ – интернатов для реальных и «социальных» сирот………………162

3.2.3. Основание значимости воспитанника для воспитателя детских домов и школ – интернатов для реальных и «социальных» сирот…………………163

 

3.3 Система взаимоотношений подростков и педагогов в условиях профессионально-специализированных интернатов……………………………………….164

3.3.1 Социальная ситуация развития подростков – воспитанников профессионально – специализированных интернатов: добровольно – вынужденная изоляция и ее психологические последствия………………164

3.3.2 Психологические особенности взаимоотношений разностатусных подростков – воспитанников с педагогами в условиях профессионально - специализированных интернатов……………………………………………165

3.1.2. Основание значимости  педагога для воспитанников профессионально – специализированных интернатов………………………………………….170

3.1.3. Основание значимости воспитанника для педагога профессионально – специализированных интернатов…………………………………………….170

 

3.4 Результаты сравнительного анализа межличностных отношений подростков и педагога в системе в закрытых образовательных учреждениях разного типа…………173

 

Часть 4 Социально-психологический и экспериментально-дигностико-коррекционный комплекс для практических психологов закрытых образовательных учреждений: группообразованияе межличностные отношения, личностное развитие………………175

 

4.1 Методическое оснащение: описание методических процедур, обработка данных, алгоритм интерпретации…………………………………………………………178

4.1.1. Социометрия…………………………………………………………178

4.1.2. Референтометрия……………………………………………………187

4.1.3. Методика выявления мотивационного ядра межличностных выборов…………………………………………………………………….191

4.1.4. Методический прием определения неформальной интрагрупповой структуры власти в контактном сообществе…………………………….196

4.1.5. Методика определения ценностно-ориентационного единства группы……………………………………………………………………198

4.1.6. Методика «подставной» самооценки……………………………205

4.1.7. Социально-психологическая модификация техники «репертуарных решеток» Дж. Келли………………………………………………………..209

 

4.2 Принципы организации воспитательно-коррекционной работы ……………221

4.2.1. Эмпирические данные, необходимые для проведения воспитательно-коррекционной работы с группой в целом в условиях закрытых образовательных учреждений…………………………………………….222

4.2.2. Эмпирические данные, необходимые для проведения индивидуальной воспитательно-коррекционной работы в условиях закрытых образовательных учреждений……………………………………………..235

 

Заключение…………………………………………………………………………………245

Loading

Календарь

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта

  • Заказать курсовую работу!
  • Выполнение любых чертежей
  • Новый фриланс 24