Год выпуска: 2002
Издательство: Академия
Серия:
Высшее образование
ISBN: 5-7695-0874-4
Формат:
DOC
Качество: OCR без ошибок
Количество
страниц: 194
Язык: Русский
В учебном пособии рассматриваются
вопросы специальной психологии -
сурдопсихологии, которая анализирует
психологические особенности людей с
дефектами слуха. Особое внимание
уделяется изучению закономерностей
развития людей с нарушенным слухом по
сравнению с людьми, имеющими нормальный
слух. Разрабатываются методы диагностики
и психологической коррекции нарушений
психического развития людей с дефектами
слуха и дается психологическое обоснование
эффективного педагогического воздействия
на детей и взрослых с нарушенным слухом.
Может быть полезно педагогам соответствующих
специальных образовательных учреждений.
Содержание
Глава 1. Теоретические основы сурдопсихологии |
|
1.1. Предмет и задачи сурдопсихологии |
3 |
1.2. Сурдопсихология в России. (Краткий исторический обзор) |
6 |
1.3. Методы сурдопсихологии |
11 |
1.4. Проблема компенсации глухоты |
17 |
1.5. Закономерности психического развития детей с нарушениями слуха |
25 |
Глава 2. Особенности развития познавательной сферы детей с нарушениями слуха |
|
2.1. Ощущения и восприятия |
31 |
2.2. Особенности развития внимания |
38 |
2.3. Развитие памяти |
41 |
2.4. Особенности воображения |
47 |
2.5. Развитие мышления |
51 |
2.6. Психологические особенности формирования речи |
61 |
Глава 3. Развитие личности людей, имеющих нарушения слуха |
|
3.1. Эмоциональная сфера |
71 |
3.2. Развитие самосознания |
78 |
3.3. Межличностные отношения детей и подростков с нарушениями слуха |
86 |
3.4. Роль семьи в развитии личности и в формировании межличностных отношений у детей с нарушениями слуха |
94 |
Глава 4. Психологическая характеристика разных видов деятельности |
|
4.1. Эмоциональное общение и предметная деятельность |
101 |
4.2. Особенности сюжетно-ролевой игры |
106 |
4.3. Учебная деятельность |
110 |
4.4. Особенности трудовой деятельности |
116 |
Глава 5. Исследование психологических особенностей людей с нарушениями слуха в американской сурдопсихологии |
121 |
5.1. Сурдопсихология в США. (Исторический экскурс) |
122 |
5.2. Психологические исследования учебных навыков и академических достижений |
125 |
5.3. Особенности развития познавательной сферы |
128 |
5.4. Проблемы социализации людей, имеющих нарушения слуха |
131 |
Глава 6. Психологическое обследование лиц с нарушениями слуха |
140 |
Приложение 1. Фрагменты из работ ведущих сурдопсихологов |
|
И.М. Соловьев. Восприятие окружающей действительности. Роль слуха в этом процессе |
149 |
Ф.Ф. Pay. О психологических основах развития слухового восприятия речи у глухих детей |
151 |
Ж.И.Шиф. Роль речи в развитии наглядных обобщений цвета |
157 |
О значениях слов у глухих детей, начинающих овладевать речью |
160 |
А.В. Запорожец. Роль элементов практики и речи в развитии мышления у детей (на материале глухонемых детей) |
163 |
А.А. Катаева. Развитие наглядного мышления у детей дошкольного возраста с нарушениями слуха и интеллекта |
171 |
Т.В. Розанова. Условия развития понятийного мышления у глухих детей |
176 |
Пьер Олерон. Психологическая оценка глухого ребенка |
182 |
А.А.Венгер,Г.Л. Выгодская,Э.И. Леонгард. Отбор детей в специальные дошкольные учреждения |
188 |
Л.И. Тигранова. Обучаемость как условие и показатель умственного развития |
191 |
Приложение 2 |
|
Психодиагностическое обследование ребенка дошкольного возраста |
195 |
Психодиагностическое обследование ребенка школьного возраста |
197 |
Схема психологического заключения |
198 |
Рекомендации к составлению психолого-педагогической характеристики ребенка |
200 |
Рекомендации к составлению психолого-педагогической характеристики класса (группы) |
202 |
Методики обследования познавательной сферы детей с нарушениями слуха |
203 |
Исследование свойств внимания |
203 |
Исследование образной памяти |
208 |
Исследование нарушений сенсомоторной координации и способности к синтезу |
211 |
Исследование методики Кооса для построения диагностического обучающего эксперимент |
215 |
Подготовка подростков с нарушениями слуха к трудоустройству |
216 |