
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования разработана система оценки, ориентированная на выявление и оценку образовательных достижений учащихся. Системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов реализуется в рамках накопительной системы – рабочего портфолио. Портфолио – это своеобразное «досье достижений» человека. Это самопрезентация. Портфолио имеют дизайнеры, копирайтеры, журналисты и фотомодели. Все эти специалисты предъявляют портфолио потенциальному работодателю. Цель портфолио – показать, на что способен профессионал на практике. С недавнего времени портфолио стали собирать и школьники, складывая в специальную папочку грамоты, дипломы и удачные эссе. Портфолио становится «историей успеха», помогающей проследить индивидуальный прогресс учащегося, историей, в которой акцент смещается с того, чего не знает и не умеет ученик, на то, что он знает и умеет. Важно, что внимание акцентируется не только на результате деятельности, но учитывается и пройденный учеником путь, то каким образом он работал над достижением результата, а также его субъективная оценка проделанной работы, т.е. рефлексия. Основной смысл учебного портфолио – показать все, на что ты способен. Наличие у ребенка портфолио позволит сделать оценивание оптимистичным, не допустить потери веры в себя, в свои силы в самом начале пути.
Форма и структура портфолио достижений ученика рассматривается и утверждается на МО учителей школы.
Портфолио ученика:
является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования;
реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования второго поколения – формирование универсальных учебных действий;
позволяет учитывать возрастные особенности развития универсальных учебных действий учащихся младших классов; лучшие достижения Российской школы на этапе начального обучения; а также педагогические ресурсы учебных предметов образовательного плана;
предполагает активное вовлечение учащихся и их родителей в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования.
Портфолио как инновационный продукт носит системный характер. Это еще один повод для встречи с родителями учеников, которые принимают непосредственное участие в формировании портфолио. В первом классе, когда ребенок только начинает работать над составлением портфолио, без помощи родителей ему не обойтись. Конечно же, по мере того, как он взрослеет, эта помощь сводится к минимуму.
Обучающийся:
Самостоятельно оформляет портфолио, выбирает те или иные материалы.
Самостоятельно оценивает свои результаты.
Самостоятельно вступает в контакт с консультантами.
Учитель:
Является консультантом и помощником, в основе деятельности которого – cотрудничество и обучение основам ведения портфолио.
Координировать деятельность в данном направлении: организует выставки, презентации портфолио, информирует учащихся о конкурсах различного рода и уровня.
Способствует вовлечению обучающегося в различные виды деятельности.
Отслеживает индивидуальное развитие ребёнка.
Является ответственным за внедрение в образовательный процесс в рамках своих полномочий.
Родители:
Помогают в заполнении портфолио.
Осуществляют контроль за исполнением портфолио.
Материал портфолио собирается не один год, а в течение всего периода обучения. Портфолио является формой аутентичного оценивания образовательных результатов по продукту, созданному учащимся в ходе учебной, творческой, социальной и других видов деятельности. Таким образом, портфолио соответствует целям, задачам и идеологии личностно-ориентированного обучения. Важно также отметить, что помощь в работе с портфолио, оказываемая ученику учителем и родителями, ни в коем случае не подменяет его собственную творческую деятельность. Учителю же функция консультанта помогает выявить пробелы и недостатки в организации педагогического процесса, ошибки в собственной деятельности и осуществить корректировку учебно-воспитательного процесса. Развитие младшего школьника невозможно без рефлексии, а технология портфолио помогает осуществить этот процесс ярко, наглядно, творчески. Уверена, что применение портфолио в начальной школе откроет новые горизонты в нелёгком деле воспитания подрастающего поколения.