Образ Русской деревни в прозе Бунина
Образ Русской деревни в прозе Бунина
Русская деревня… Как много
писателей и поэтов затрагивали в своем
творчестве эту тему. Для меня русская
деревня ассоциируется прежде всего с
именем Бунина и его «Антоновскими
яблоками».
Именно в этом
бунинском произведением ярко и красочно
представлен образ деревни, которая
ассоциируется с «ранним, свежим, тихим
утром». Мысли автора постоянно возвращают
его к прошлому, в котором остался
«большой, весь золотой, подсохший и
поредевший сад» с «кленовыми аллеями»,
где можно насладиться «тонким ароматом
опавшей листвы и запахом антоновских
яблок, запахом меда и осенней свежести…»
Перечитывая бунинское
произведение, невольно поражаешься той
красоте слова, с которой писатель говорит
о ночи в деревне, когда «черное небо
чертят огнистыми полосками падающие
звезды. Долго глядишь в его темно –
синюю глубину, переполненную созвездиями,
пока не поплывет земля под ногами. Тогда
встрепенешься и, пряча руки в рукава,
быстро побежишь по аллее к дому… Как
холодно, росисто и как хорошо жить на
свете!»
При всей
изумительной конкретности своих
наблюдений Бунин стремился, между тем,
запечатлеть обобщенный образ России.
Каждому из нас с детства врезается в
память что-нибудь такое, что потом на
всю жизнь остается образом родины.
Именно это знакомое всем чувство и
передал писатель в рассказе «Антоновские
яблоки». Бунину запомнилось радостные
лица осенью, когда в деревне всего
вдоволь. Мужик, с гулом ссыпающий в меры
и кадушки яблоки, «ест их с сочным треском
одно за одним».
Чисто
деревенские зарисовки, кем уже только
ни изображены, у Бунина выглядят как-то
по-особенному. Часто такой колорит
создается благодаря неожиданным
ассоциациям. Он подметил, что поспевающая
рожь имеет «матово-серебристый» цвет;
белая от изморози трава радужно сияет
и так далее.
А как
удивительно описывает Бунин деревенских
жителей! «Старики и старухи жили в
Выселках очень подолгу – первый признак
богатой деревни, - и были все высокие и
белые как лунь… Под стать старикам были
и дворцы в Выселках: кирпичные, строенные
еще дедами». Добротность, достаток,
неповторимый уклад старины – вот она,
русская деревня Бунина. Поистине, на
редкость заманчива жизнь мужика! Как
хорошо косить, молотить, спать на гумне,
охотиться.
Еще современники
Бунина называли писателя певцом осени
и грусти, и с этим невозможно не
согласиться. В его рассказах чувствуются
едва уловимые нотки необъяснимой легкой
и светлой печали. Наверное, это ностальгия
по прошлому, по старой России: «Запах
антоновских яблок исчезает из помещичьих
усадеб. Эти дни были так недавно, а меж
тем мне кажется, что с тех пор прошло
чуть ли не целое столетие… Наступает
царство мелкопоместных, обедневших до
нищенства. Но хороша и эта нищенская
мелко поместная жизнь»!
В
изображении деревни Бунин продолжал
традиции Николая Успенского, которого
так высоко ценил Чернышевский за
«беспощадную» правдивость. Ещё Горький
в свое время указывал, что за Буниным
есть особая, никем еще не замеченная
правда о русской жизни: «Изымите Бунина
из русской литературы, и она потускнеет,
что-то утратил от своей прославленной
честности и высокой художественности».
Эта жесткая честность
как нельзя лучше ощущается в рассказе
«Деревня». Здесь Бунин просто потрясает
читателей безрадостностью картин
народной жизни, постановкой серьезных
вопросов о судьбе России, бурлящей и
кипящей, особенно после революции 1905
года, непримиримыми противоречиями.
«Так глубоко, так исторически деревню
не брал…», - писал Горький самому автору.
В рассказе «Деревня»
Бунин описывает быт русского мужика с
неприглядной, изнаночной точки зрения,
с горечью говорит о вековой народной
серости и разорении. И по-своему
закономерным, хоть и не очень льстящим
самолюбием героев, становиться вывод
писателя: «Несчастный народ! Что с него
спрашивать»!
В данном
случае пессимизм Бунина не был клеветой
на народ. Эта горькая правда должна была
открыть людям глаза, заставить их
задуматься: «Что же будет дальше? Куда
ты несешься, Русь»?
Образ
русской деревни, созданный в этом
рассказе, резко отличается от того, что
мы видим в «Антоновских яблоках». От
Выселок словно и следа не осталось.
Наверное, это связано с тем, что «Деревня
была написана значительно позже
«Антоновских яблок», где Бунин отразил
образ деревни как отблеск светлых
воспоминаний детских и юношеских лет.
И мне близка именно такая деревня, где
живут старики-долгожители, где весело
и шумно справляют престольные праздники
и где так упоительно пахнет антоновскими
яблоками!