Основные темы в творчестве И. Бунина - вечные темы: природа, любовь, смерть
Основные темы в творчестве И. Бунина - вечные темы: природа, любовь, смерть
Бунин принадлежит к последнему
поколению писателей из дворянской
усадьбы, которая тесно связана с природой
центральной полосы России. "Так знать
и любить природу, как умеет Ив. Бунин,
мало кто умеет”, — писал Александр Блок
в 1907 году. Недаром Пушкинская премия в
1903 году была присуждена Бунину за сборник
стихотворений "Листопад”, воспевающих
русскую деревенскую природу. В своих
стихотворениях поэт связал печаль
русского пейзажа с русской жизнью в
одно нераздельное целое. "На фоне
золотого иконостаса, в огне листопада,
позолоченная закатом, встает покинутая
усадьба”. Осень — "тихая вдова” —
необыкновенно гармонирует с пустующими
усадьбами и покинутыми хуторами. "Томит
меня родная тишина, томит меня гнезда
родного запустенье”. Этой грустной
поэзией увядания, умирания, запустения
проникнуты и рассказы Бунина, которые
похожи на стихи. Вот начало его знаменитого
рассказа "Антоновские яблоки”:
"Помню раннее, свежее,
тихое утро... Помню большой, весь золотой,
подсохший и поредевший сад, помню
кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей
листвы и — запах антоновских яблок,
запах меда и осенней свежести...” И этот
запах антоновских яблок сопровождает
его во всех скитаниях как память о
родине. "Но по вечерам, — пишет Бунин,
— я читаю старых поэтов, родных мне по
быту и по многим своим настроениям,
наконец, просто по местности, — средней
полосе России. А ящики моего стола полны
антоновскими яблоками, и здоровый
осенний аромат переносит меня в деревню,
в помещичьи усадьбы”.
Вместе
с вырождением дворянских гнезд вырождается
и деревня. В повести "Деревня” автор
описывает двор богатой крестьянской
семьи и видит "мрак и грязь” — и в
физической, и в умственной, и в нравственной
жизни. Бунин пишет: "Лежит старик,
помирает. Он еще жив — а уже в сенцах
гроб приготовлен, уже пекут пироги на
поминки. И вдруг старик выздоравливает.
Куда было девать гроб? Чем оправдать
траты? Лукьяна лет пять проклинали потом
за них, сжили попреками со свету, изморили
голодом”. А вот как описывает Бунин
уровень политического сознания крестьян:
"— А не знаешь, зачем
суд приехал?
— Депутата
судить... Говорят, реку хотел отравить.
— Депутата? Дурак, да
разве депутаты этим занимаются?
—
А чума их знает...”
Точка
зрения Бунина на народ полемично
заострена против тех народолюбцев,
которые идеализировали народ, льстили
ему. Гибнущая русская деревня обрамлена
унылым русским пейзажем: "Косо неслась
белая крупа, падая на черную, нищую
деревушку, на ухабистые, грязные дороги,
на конский навоз, лед и воду; сумеречный
туман скрывал бесконечные поля, всю эту
великую пустыню с ее снегами, лесами,
селениями и городами, — царство голода
и смерти...”
Тема смерти
получит в творчестве Бунина многообразное
освещение. Это и гибель России, и смерть
отдельного человека. Смерть оказывается
не только разрешительницей всех
противоречий, но и источником абсолютной,
очищающей силы ("Преображение”, "Митина
любовь”).
Рассказ Бунина
"Господин из Сан-Франциско” глубже
всех, наверное, понял Твардовский: "Перед
лицом любви и смерти, по Бунину, стираются
сами собой социальные, классовые,
имущественные грани, разделяющие людей,
— перед ними все равны. Аверкий из "Худой
травы" умирает в углу своей бедной
избы; безымянный господин из Сан-Франциско
умирает, только что собравшись хорошо
пообедать в ресторане первоклассного
отеля на побережье теплого моря. Но
смерть одинаково ужасна своей
неотвратимостью. Между прочим, когда
этот наиболее известный из бунинских
рассказов толкуют только в смысле
обличения капитализма и символического
предвестия его гибели, то как бы упускают
из виду, что для автора гораздо важнее
мысль о подверженности и миллионера
общему концу, о ничтожности и эфемерности
его могущества перед лицом одинакового
для всех смертного итога”.
Смерть
как бы позволяет увидеть жизнь человека
в ее истинном свете. Раньше, чем смерть
физическая, господина из Сан-Франциско
постигла духовная смерть.
До
58 лет жизнь его была посвящена накоплению.
Став миллионером, он хочет получить все
удовольствия, которые можно купить за
деньги: "...карнавал он думал провести
в Ницце, в Монте-Карло, куда в эту пору
стекается самое отборное общество, где
одни с азартом предаются автомобильным
и парусным гонкам, другие рулетке, третьи
тому, что принято называть флиртом, а
четвертые — стрельбе в голубей, которые
очень красиво взвиваются из садков над
изумрудным газоном, на фоне моря цвета
незабудок, и тотчас стукаются белыми
комочками о землю...”. Это не жизнь, это
форма жизни, лишенная внутреннего
содержания. Общество потребления
вытравило из себя все человеческое,
способность к сочувствию, соболезнованию.
Смерть господина из Сан-Франциско
воспринимается с неудовольствием. Ведь
"вечер был непоправимо испорчен”,
хозяин отеля чувствует себя виноватым,
дает слово, что он примет "все зависящие
от него меры” к устранению неприятности.
Всё решают деньги: гости хотят получать
удовольствие за свои деньги, хозяин не
хочет лишаться прибыли, этим и объясняется
неуважение к смерти, а значит, и
нравственное падение общества,
дегуманизация в ее крайнем проявлении.
Мертвенность буржуазного
общества символизирует "тонкая и гибкая
пара нанятых влюбленных: грешно-скромная
девушка с опущенными ресницами, с
невинной прической, и рослый молодой
человек с черными, как бы приклеенными
волосами, бледный от пудры, в изящнейшей
лакированной обуви, в узком, с длинными
фалдами, фраке — красавец, похожий на
огромную пиявку”. И никто не знал, как
надоело этой паре притворяться
влюбленными. И того, что находится под
ними, на дне темного трюма. Никто не
думает о тщете жизни перед лицом смерти.
Теме любви посвящены
многие произведения И. А. Бунина и весь
цикл рассказов "Темные аллеи”. "Все
рассказы этой книги только о любви, о
ее "темных" и чаще всего очень
мрачных и жестоких аллеях”, — писал
Бунин в одном из писем. Сам Бунин считал
эту книгу самой совершенной по мастерству.
Иван Алексеевич воспевал не платоническую,
а чувственную любовь, окруженную
романтическим ореолом. Любви, в понимании
Бунина, противопоказаны будни, всякая
длительность, пусть даже в желанном
браке, она — озарение, "солнечный удар”,
нередко приводящий к гибели. Он описывает
любовь во всех ее состояниях, где она
едва брезжит и никогда не сбудется
("Старый порт”), и где томится, неузнанная
("Ида”), и где переходит в страсть
("Убийца”). Любовь захватывает все
помыслы, все духовные и физические
потенции человека, но это состояние не
может длиться долго. Чтобы любовь не
выдохлась, не исчерпала себя, необходимо
расстаться — и навсегда. Если этого не
делают сами герои, то в их жизнь вмешиваются
рок, судьба: кто-то из любящих погибает.
Повесть "Митина любовь” кончается
самоубийством героя. Смерть здесь
трактуется как единственная возможность
освобождения от любви.
О
творчестве Ивана Алексеевича Бунина
можно рассказывать бесконечно: в его
произведениях отразилось необычайное
жизнелюбие их автора.