Особенности творчества И. А. Бунина
Особенности творчества И. А. Бунина
Выньте Бунина из русской
литературы, и она потускнеет...
М.
Горький
Иван Алексеевич
Бунин — крупнейший мастер русской
реалистической прозы и выдающийся поэт
начала XX века, родился 10 (22) октября 1870
года.
Многое видел и
пережил Бунин на своем долгом веку.
Многое вместила его редкая память, на
многое откликнулся его великий талант.
Деревенская и провинциальная глушь
Средней России, страны Западной Европы,
жизнь русского крестьянина, цейлонского
рикши и американского миллионера,
древние сторожевые курганы Дикого поля,
места, где бились полки Игоревы, Греция,
Египет, Сирия, Палестина, окраины Сахары,
пирамиды Хеопса, развалины Баальбека,
тропики, океан... Словами любимого поэта
Саади говорил Бунин о себе: "Я стремился
обозреть лицо мира и оставить на нем
чекан души своей”. Не было, пожалуй,
другого писателя, который бы столь
родственно воспринимал и вмещал в своем
сознании далекую древность и современность,
Россию, Запад и Восток.
Писатель-реалист
видел и неминуемое разрушение, и
запустение дворянских усадеб, наступление
буржуазных отношений, проникавших в
деревню. Он правдиво показал темноту и
косность старой деревни, создал множество
своеобразных, запоминающихся характеров
русских крестьян. Проникновенно писал
о чудесном даре любви, о неразрывной
связи человека с природой, о тончайших
движениях души.
Как
чуткий художник, Бунин ощущал близость
великих социальных потрясений. Наблюдавший
вокруг социальное зло, невежество,
жестокость, Бунин в то же время со скорбью
и страхом ожидал скорого развала, падения
"великой державы Российской”. Это
определило его отношение к революции
и братоубийственной гражданской войне,
понудило покинуть родину.
Он
написал одно из самых известных
произведений о революции 1917 года —
"Жизнь Арсеньева”,— которое потрясает
своей правдивостью. Это один из немногих
писателей старой России, который не
принял революцию, до конца остался верен
себе, своим убеждениям.
Литературная
деятельность Бунина началась в конце
80-х годов XIX века. Молодой писатель в
таких рассказах, как "Кастрюк”, "На
чужой стороне”, "На хуторе” и других,
рисует безысходную нищету крестьянства.
В рассказе на "Краю света” автор
описывает переселение безземельных
крестьян Украины в далекий Уссурийский
край, передает трагические переживания
переселенцев в момент разлуки с родными
местами, слезы детей и думы стариков.
Произведения 90-х годов
отличаются демократизмом, знанием
народной жизни. Происходит знакомство
Бунина с писателями старшего поколения.
В эти годы Бунин пытается сочетать
реалистические традиции с новыми
приемами и принципами композиции. Он
становится близок к импрессионизму. В
рассказах того времени господствует
размытая фабула, создается музыкальный
ритмический рисунок.
Например,
рассказ "Антоновские яблоки”. В нем
показаны внешне не связанные эпизоды
жизни угасающего патриархально-дворянского
быта, которые окрашены лирической
грустью и сожалением. Однако в рассказе
не только тоска по запустелым дворянским
имениям. На страницах возникают перед
нами чарующие пейзажи, овеянные чувством
любви к родине, которые утверждают
счастье того момента, когда человек
может полностью слиться с природой.
И все-таки социальные
моменты постоянно присутствуют в его
произведениях. Вот бывший солдат Мелитон
из рассказа "Мелитон”, которого прогнали
сквозь строй и который потерял семью.
Или картины голода в рассказах "Руда”,
"Эпитафия”, "Новая дорога”. Эта
социальная обличительная тема как бы
оттесняется на второй план в рассказах
"Туман”, "Тишина”. В них на первый
план выступают вечные проблемы жизни
и смерти, неувядающая красота природы.
В 1909 году Бунин возвращается
к теме деревни. Он пишет прекрасное
произведение "Деревня”. Деревенская
жизнь дана в нем через восприятие братьев
Тихона и Кузьмы Красновых.
Кузьма
хочет учиться, Тихон закоренелый кулак,
который безжалостен к крестьянам. В
рассказе правдиво показана отрицательная
сторона деревенского быта, угнетение
крестьян, их разорение.
В
1911 —1913 годах Бунин все шире охватывает
различные стороны русской действительности.
В этот период он пишет "Суходол”,
"Последнее свидание”, "Хорошая жизнь”,
"Чаша жизни”, "Игнат” и другие повести.
Например, в повести "Суходол” Бунин
пересматривает традиции поэтизации
усадебной жизни, преклонения перед
красотой угасающих дворянских гнезд.
Накануне революционных
событий Бунин пишет рассказы, особенно
обличающие погоню за наживой. В них
звучит осуждение буржуазного общества.
В рассказе "Господин из Сан-Франциско”
писатель особенно подчеркнул эфемерность
власти денег над человеком. Стоило
богатому господину умереть, его деньги,
положение перестают играть малейшую
роль в судьбе его семьи. В рассказе
осуждается этот престарелый господин,
который в погоне за своими миллионами
погубил тысячи жизней других людей.
Классическими произведениями
о любви стали рассказы "Легкое дыхание”
и "Холодная осень”. В них с невероятной
силой показаны характеры русских женщин.
"Легкое дыхание” — поэтический взлет
юной, восторженной души, которая сгорела
в пламени своих невыраженных чувств,
задохнулась необычайно легким дыханием.
"Холодная осень” — позднее произведение
писателя. В нем через рассказ о жизни
женщины, которая пронесла через войну,
смерть, лишения любовь к человеку и
родине, чувствуется бунинская тоска по
родине, его переживания, любовь к России.
Живя в эмиграции, Бунин
жестоко страдал от разлуки с Россией,
мрачно убеждал всех и себя самого в ее
конце, писал в первые годы раскаленным
пером полустатьи, полупамфлеты,
полурассказы. Однако почерневшая от
горя душа его не переставала украдкой
возвращаться в родные места.
Среди
тем намечалась одна — главная. Бунин
искал человека всеобъемлющего, целого
— уже готовилась "Жизнь Арсеньева” —
этот монолог о России, о ее неповторимой
природе, взращенной в ее недрах культуре,
о ее национальной душе. Автобиографическая
основа "Жизни Арсеньева” несомненна.
Но перед нами, собственно, не воспоминания,
а произведение, в котором давние события
и факты преобразованы, переосмыслены.
Первые детские впечатления и впечатления
отрочества, жизнь в усадьбе и учение в
гимназии, картины русской природы и быт
нищающего дворянства служат лишь канвой
для философской и этической концепции
Бунина. Автобиографический материал
преображен писателем столь сильно, что
книга эта смыкается с рассказами
зарубежного цикла, в которых художественно
осмысливаются вечные проблемы — жизнь,
любовь, смерть.
Главное
в романе — расцвет личности человека.
Перед нами исповедь большого художника,
воссоздание им с величайшей подробностью
той обстановки, в которой проявились
самые ранние его творческие импульсы.
"Жизнь Арсеньева” носит итоговый
характер, обобщает события и явления
почти полувековой давности. Выделяется
роман в ряду поздних произведений Бунина
чувством полного торжества любви над
смертью.
"Жизнь Арсеньева”
— главная книга Бунина, главная потому,
что она. при своем небольшом объеме, как
бы собрала все написанное им до нее.
В 1933 году "за строгий
артистический талант, с которым он
воссоздал в литературной прозе типично
русский характер” Бунину была присуждена
самая престижная премия — Нобелевская
премия в области литературы.
Долгое
время известность Бунина-прозаика
несколько заслоняла для читателей его
поэзию. Лирика писателя являет нам
пример высокой национальной культуры.
Любовь к родной земле,
ее природе, ее истории вдохновляет
бунинскую музу. На рубеже двадцатого
столетия, когда уже пробивались первые
ростки пролетарской литературы и крепло
символистское направление, стихи Бунина
выделялись приверженностью к прочным
классическим традициям.
Близость
к природе, к деревенской жизни, ее
трудовым интересам, ее эстетике не могли
не отразиться и на формировании
литературных вкусов и пристрастий
молодого Бунина. Поэзия его становится
глубоко национальной. Образ Родины,
России складывается в стихах незаметно.
Он подготовлен уже пейзажной лирикой,
которая навеяна впечатлениями родной
ему Орловщины, среднерусской природы.
В стихотворении "Родине” (1891 г.) Бунин
резко и мужественно говорит о родной
стране:
Они глумятся
над тобою,
Они, о родина,
корят
Тебя твоею простотою,
Убогий видом черных
хат...
Так сын, спокойный
и нахальный,
Стыдится
матери своей —
Усталой,
робкой и печальной
Средь
городских его друзей...
Излюбленной
темой его стихов была природа. Ее образ
проходит через все его поэтическое
творчество.
Бесконечно
чувствуя живую связь с природой, поэту
удалось, следуя Фету и Полонскому,
достичь истинной красоты и совершенства
стиха. Лишь говоря с природой на ее
языке, можно было войти в ее бесконечный
и таинственный мир:
Усадьба
по-осеннему молчала.
Весь
дом был мертв в полночной тишине,
И,
как ребенок брошенный, кричала
Ушастая
пустушка на гумне.
В
противовес беззаботному отношению к
природе поэтов народнического толка,
Бунин с сугубой дотошностью, точно
воспроизводит ее мир:
Шумели
листья, облетая,
Лес
заводил осенний вой...
Каких-то
серых птичек стая
Кружилась
по ветру с листвой.
Хотелось
вместе с вихрем шумным
Кружиться
по лесу, кричать —
И
каждый медный лист встречать
Восторгом
радостно-безумным!
Буниным
написано огромное количество прекрасных
произведений, где он философствует,
размышляет о смысле жизни, о предназначении
человека в этом мире:
Я
человек: как Бог, я обречен
Познать
тоску всех стран и всех времен.
Философская
лирика периода 1917 года все более теснит
пейзажную. Бунин стремится заглянуть
за пределы реальности. Поэзия его
приобретает черты обреченности,
обреченности кровного ему дворянского
класса. Мистическое и смертное дыхание
ощутимо в его стихах, которое особенно
усилится в эмиграции. Где же выход? Бунин
находит его в возвращении к природе и
любви. Поэт появляется в облике лирического
героя. Надо отметить, что любовная лирика
Бунина невелика количественно. Но в ней
раскрываются многие искания поздней
поры.
За рубежом, в
эмиграции, Бунин остается верен себе,
своему таланту. Он изображает красоту
мира, русской природы, размышляет о
тайне жизни. Но в его стихах до самой
смерти звучит боль и тоска по родине и
невосполнимость этой утраты...
Бунин
был превосходным переводчиком. Он
переводил Байрона ("Каин”, "Манфред”),
Мицкевича ("Крымские сонеты”).
Бунин-эмигрант не принял
новое государство, но сегодня мы вернули
как национальное достояние все лучшее,
что было создано писателем. Певец русской
природы, мастер интимной лирики, Бунин
продолжает классические традиции, учит
любить и ценить родное слово.
Для
нас он является вечным символом любви
к своему Отечеству и образцом культуры.
Дворянин по происхождению,
разночинец по образу жизни, поэт по
дарованию, аналитик по складу ума,
неутомимый путешественник, Бунин
совмещал, казалось бы, несовместимые
грани мировосприятия: возвышенно-поэтический
строй души и аналитически трезвое
видение мира, напряженный интерес к
современной России и к прошлому, к
странам древних цивилизаций, неустанные
поиски смысла жизни и религиозное
смирение перед ее непознаваемой сутью.