Поэтическое слово И. Бунина
Поэтическое слово И. Бунина
Поэзия Ивана Алексеевича
Бунина, одного из наиболее выдающихся
мастеров литературы XX века, является
примером движения русской лирики к
освоению новых художественных стилей.
Для творчества Ивана Бунина характерно
то, что он никогда не порывал внутренних
связей с Россией, жил и творил с любовью
к ней. Детство и юность Бунина прошли
на природе, что сказалось на формировании
в будущем поэте и прозаике творческих
качеств. Первой публикацией Бунина было
стихотворение "Над могилой Надсона”,
которое проникнуто сочувствием к
поэту-демократу. Юношеское творчество
Ивана Алексеевича воплотилось в книге
стихов, вышедшей в 1897 году в Орле. Хотя
в этом сборнике еще проявляется
неопытность 20-летнего поэта, однако уже
видно, как чутко он раскрыл тему русской
природы.
Отчего ты
печально, вечернее небо?
Оттого
ли, что жаль мне земли,
Что
туманно синеет безбрежное море
И
скрывается солнце вдали?
В
сборниках И. А. Бунина "Под открытым
небом”, "Полевые цветы”, "Листопад”
виден постепенный переход поэта к
зрелому творчеству. Необычайно чуткий
к красоте природы, Бунин умел видеть
детали русского пейзажа, искал целостного
ощущения гармонии земли:
Вверху
идет холодный шум,
Внизу
молчанье увяданья...
Вся
молодость моя — скитанья
Да
радость одиноких дум.
Печальное
душевное настроение лирического героя
придает образам природы в стихотворениях
ощущение неуютности, опустошенности:
"молодой озябший чернозем”, "нагая
степь пустыней веет”.
Примерно
с середины 90-х годов XIX века в творчестве
Бунина нарастает "звездная тема”. Для
поэта звезды — это воплощение "предвечной
красоты и правды неземной”, они
противопоставляются "заблудшей
земле”.
Одно только
звездное небо,
Один
небосвод недвижим,
Спокойный
и благостный, чуждый
Всему,
что так мрачно под ним.
Поэт
сумел связать воедино образ природы и
родины. И в отдельных стихотворениях
он резко и мужественно говорит о родной
стране — нищей, голодной, но любимой.
Если на рубеже XIX и XX веков для бунин-ской
поэзии наиболее характерна пейзажная
лирика, то после первой русской революции
Бунин все больше обращается к лирике
философской: "Я человек: как Бог, я
обречен познать тоску всех стран и всех
времен” ("Собака”, 1909).
Жизнь
для Бунина — путешествие в воспоминаниях.
Он стремится прочесть и разгадать
сокровенные законы нации, которые, по
его мнению, вечны. Легенды, предания,
притчи, частушки — народная мудрость
— заполняют страницы рассказов и
повестей, становятся стихами. Земная
жизнь, существование природы и человека
воспринимаются поэтом как часть действия,
разворачивающегося на просторах
Вселенной:
И меркнет
тень, и двинулась луна,
В
свой бледный свет, как в дым, погружена,
И кажется, вот-вот и я
пойму
Незримое — идущее
в дыму
От тех земель,
от тех предвечных стран,
Где
гробовой чернеет океан.
Привлекает
внимание и любовная лирика И. А. Бунина.
В ней автор избегает нарочито красивых
фраз:
Я к ней вошел в
полночный час.
Она спала,
— луна сияла
В ее окно,
— и одеяла
Светился
спущенный атлас.
Она
лежала на спине,
Нагие
раздвоивши груди, —
И
тихо, как вода в сосуде,
Стояла
жизнь ее во сне.
Интимная
лирика И. А. Бунина трагедийна, в ней
звучит протест против несовершенства
мира. Поэзия Ивана Алексеевича является
прекрасной энциклопедией русской
природы, интимной и философской жизни.
В новых условиях XX столетия он не только
продолжает темы "золотого века” русской
поэзии (Фет, Тютчев), но и активно развивает
их. Именно поэтому, я думаю, поэзия И. А.
Бунина будет жить до тех пор, пока жива
Россия с красотой ее природы.