Стихотворение И.А.Бунина "Вечер" (Восприятие, истолкование, оценка)
Стихотворение И.А.Бунина "Вечер" (Восприятие, истолкование, оценка)
С раннего детства будущего
поэта отличали феноменальная
наблюдательность, память, впечатлительность.
Бунин сам писал о себе: "Зрение у меня
было такое, что я видел все семь звезд
в Плеядах, слухом за версту слышал свист
сурка в вечернем поле, пьянел, обоняя
запах ландыша или старой книги".
С младенчества он слышал
из уст матери стихи. Портреты Жуковского
и Пушкина в доме считались фамильными.
Первое стихотворение
Бунин написал в возрасте восьми лет. В
шестнадцать лет появилась его первая
публикация в печати, а в восемнадцать,
покинув обнищавшее имение, по словам
матери, "с одним крестом на груди",
он начал добывать хлеб литературным
трудом.
Любопытно, что
поэт умел находить большое в малом,
радоваться любым проявлением жизни.
О
счастье мы всегда лишь вспоминаем,
А счастье всюду. Может быть, оно
Вот
этот сад осенний за сараем
И
чистый воздух, льющийся в окно.
Бунин
выработал свой собственный стиль в
русле прочных классических традиций и
стал признанным поэтом, достигнув
мастерства прежде всего в пейзажной
лирике, потому что его поэзия имеет
прочную основу — "усадебную, полевую
и лесную флору Орловщины", родной
поэту среднерусской полосы. Этот край,
по словам знаменитого поэта А. Твардовского,
Бунин "воспринял и впитал в себя, и
этот запах впечатлений детства и юности
достался художнику на всю жизнь".
В бездонном небе легким
белым краем
Встает,
сияет облако. Давно
Слежу
за ним... Мы мало видим, знаем,
А счастье только знающим дано.
За
Буниным в дореволюционной критике
закрепилась характеристика "певца
оскудения и запустения дворянских
гнезд", усадебной печали, осеннего
увядания. Правда, его "печальные
элегии" современники считали
запоздалыми, так как Бунин родился почти
через 10 лет после отмены крепостного
права, а свое отношение к разрушению
мира помещичьей усадьбы намного раньше
выразили А. Гончаров, И. Тургенев и многие
другие. Не став свидетелем жестоких
крепостнических отношений, Бунин
идеализирует прошлое и стремится
показать единство помещика и мужика,
их причастность к родной земле,
национальному укладу, традициям.
Окно
открыто. Пискнула и села
На
подоконник птичка.
И от
книг Усталый взгляд я отвожу на
миг.
Путешествуя по
разным странам и континентам, Бунин
соприкасался с красотой мира, мудростью
веков, культурой человечества. Его
занимали философские, религиозные,
нравственные, исторические вопросы.
Писатель размышлял о мировой
общечеловеческой душе, которую должен
иметь, по его мнению, каждый художник
независимо от национальности.
День
вечереет, небо опустело,
Гул молотилки слышен на гумне...
Я
вижу, слышу, счастлив. Все во мне.
По
мнению А. Твардовского, Бунин, как никто
другой, "обязан своим бесценным даром"
России, родному орловскому краю, его
природе. Еще совсем молодым в статье о
поэте из народа, своем земляке И.В.Никитине,
Бунин писал о русских поэтах: это "люди,
крепко связанные со своей страной, со
своей землей, получающие от нее мощь и
крепость". Слова эти самым непосредственным
образом можно отнести и к Бунину.
Естественна и органична
была связь писателя с родиной, он, как
Антей, чувствовал себя могучим и ощущал
ее близость даже тогда, когда отправлялся
за тридевять земель, зная, что непременно
вернется на родину. И он возвращался,
как вернулся и после смерти в эмиграции
— своими стихами, своей прозой, своими
книгами.