Судьба русского крестьянства в творчестве И. А. Бунина
Судьба русского крестьянства в творчестве И. А. Бунина
Вопрос о судьбах русского
крестьянства особенно остро волновал
русскую интеллигенцию на рубеже XIX —
XX веков. Реформа только усугубила и без
того тяжелое положение крестьян России.
Моего любимого писателя И. А. Бунина не
могло оставить равнодушным такое
положение тружеников, кормящих отечество
хлебом. Я считаю, что с той поры, как за
изображение крестьянской жизни серьезно
взялись такие писатели, как Бунин, резко
изменился в обществе сам взгляд на
крестьянина: от несколько идеализированного
"мужичка” литература пошла по направлению
глубокого постижения личности труженика
деревни. Тем более он и сам, крестьянин,
был довольно сложной и многогранной
личностью. Выжить в нечеловеческих
условиях дураки и беспечные люди просто
бы не смогли.
Детство
Бунина прошло в Орловской губернии. Он
хорошо знал и понимал крестьянскую
жизнь, наблюдал ее с самого детства. И
первый его рассказ "Танька” был навеян
этими впечатлениями.
Но,
конечно, самым значительным произведением
Бунина на эту тему явились его знаменитые
"Антоновские яблоки”.
Сопоставляя
в рассказе "старое” и "новое”, писатель
отдает предпочтение "старому”. Прошлое
для него идеально, и он не расположен
его критиковать. Рассказ отличает
поэтичность в описаниях природы,
откровение ностальгических чувств. Но,
однако, в дальнейшем сама действительность
заставляет писателя пересмотреть свое
отношение к деревенской жизни, увидеть
не только светлые, но и мрачные ее
стороны.
Здесь сыграли
свою роль социальные потрясения.
Например, Бунин увидел, что в проигранной
войне с Японией более всего пострадали
крестьяне. А первая русская революция
еще бессмысленнее прошлась косой смерти
по русскому крестьянству.
Определенным
итогом тяжелых раздумий о судьбах России
стала повесть писателя "Деревня”. Она
была написана в 1910 году и явилась как
бы противовесом "Антоновским яблокам”.
Автор оспаривает в "Деревне” то, на
что у него не поднималась рука в
"Антоновских яблоках”.
В
повести "Деревня” все приобрело
совершенно иное значение, нежели в
рассказе: природа уже лишена очарования,
земля стала предметом купли и продажи.
Видно, что автор задумал эту вещь как
обобщающую. Он конечно же надеялся, что
поднятые им в повести проблемы найдут
отклик в обществе, помогут ему разобраться
в проблемах гибнущей деревни.
Проблемы
деревни писатель раскрывает на примере
судьбы двух братьев — Тихона и Кузьмы
Красовых. Страшная судьба у этих людей:
мы узнаем, что прадеда их, крепостного
крестьянина, затравил помещик борзыми
собаками; дед получил вольную и стал
вором; отец вернулся в деревню, занялся
торговлей, но быстро прогорел. С торговли
начали свою самостоятельную деятельность
и главные герои повести. Но пути их
разошлись. Один стал гуртовщиком, а
другой купил у разорившегося барина
деревню и стал сам вроде "барин”. Первый
брат ушел в народ, почувствовав его
социальные беды. Он даже написал книжку
стихотворений о судьбе крестьянина, но
все равно оказался управляющим в имении
своего брата. Нравственный конфликт
автор построил на том, что при всей
разности устремлений братья схожи — в
житейском понимании этого слова.
Социальное положение в обществе все
равно сделало их в конце концов одинаково
ненужными, лишними людьми. Бунин показал,
что русский крестьянин и после реформы
не может повлиять на свою судьбу. Несмотря
на определенный достаток и некоторую
просвещенность, крестьянин все равно
беспомощен. Разменивание жизни на мелочи
— этот мотив в повествовании проходит
как бы параллельно основной идее автора.
Писатель уверен, что именно из житейских
мелочей складывается жизнь любого
общества. Поэтому Бунин четко описывает
все житейские мелочи. Для него, художника
и бытописателя, оторванный хлястик на
шинели так же важен, как и раздумья о
судьбе общества.
Я считаю,
что великий писатель И. А. Бунин своими
произведениями заставил общество
задуматься над проблемами крестьянства
в России. Но он при этом понимал, что
время решения этих проблем еще далеко
впереди. Великий писатель поэтому был
потрясен октябрьским переворотом
большевиков. Он одним из первых
интеллигентов в России понимал, что
такая историческая судьба отбросит
родину еще на много лет назад.