Тема любви, красоты и памяти в рассказах И. А. Бунина
Тема любви, красоты и памяти в рассказах И. А. Бунина
Иван Алексеевич Бунин - один
из крупнейших представителей критического
реализма двадцатого века.
В
литературу он вошел в конце прошлого
столетия, в трудные и тяжелые годы
социального и духовного кризиса русского
общества. Ощущение перелома жизни,
гибели старой дворянской культуры во
многом определило основное содержание
произведений писателя.
Первые
прозаические произведения Бунина
появляются в начале 90-х годов. Многие
из них по жанру - лирические миниатюры,
напоминающие стихи в прозе. Поэзия как
бы ведет за собой прозу писателя, которая
приобретает у него своеобразный
лирический характер, содержит особое
чувство ритма.
В 1897 году
выходит первая книга рассказов, куда
вошли рассказы "Вести с родины”, "На
край света”, "Танька” и другие. Основная
тема этих произведений - нищая, разоренная
крестьянская Россия. Он пишет о новых
капиталистических отношениях, о деревне,
в которой царствует голод и смерть, о
физическом и духовном увядании дворянства.
Беспросветна и печальна судьба обедневшего
под напором жестокой цивилизации
поместного дворянства. Бунин видит
идеал жизни в патриархальном прошлом
с его старосветским благополучием.
Чувство безысходной грусти и сожаления
вызывает у автора запустение и вырождение
дворянских гнезд, нравственное и духовное
оскудение их хозяев. Лирической эпитафией
прошлому звучит рассказ "Антоновские
яблоки”.
Период расцвета
бунинского таланта приходится на годы
войны ("Чаша жизни”, "Господин из
Сан-Франциско”). В эти годы писатель
много путешествует по Европе и Востоку,
что дает ему обильный материал для
широких социально-философских обобщений.
Главная тема этих сборников -вечный
вопрос о смысле жизни и любви, о суетности
поисков счастья, о несбывшихся надеждах.
Так, в рассказе "Господин из Сан-Франциско”
описана трагическая судьба безымянного
героя. Писатель показывает как бесцельна
и призрачна жизнь перед лицом смерти и
как ничтожны власть и деньги, если смерть
рядом. Перед лицом смерти все равны,
перед ней стираются все социальные,
классовые, имущественные грани,
разделяющие людей. И ни при каком идеально
устроенном обществе и самой счастливой
личной судьбе человек не будет спокойно
и безразлично к этому относиться.
Но
Бунин обращается и к вечным темам -
любви, счастья. Писатель создает такие
рассказы, как "Грамматика любви”,
"Легкое дыхание”, где повествуется о
трагедии любви, о несбывшихся надеждах.
Любовь для Бунина - это высшая ценность
в этой тяжелой, непостоянной, непредсказуемой
жизни, это "последнее всеобъемлющее,
жажда вместить в свое сердце весь зримый
и незримый мир и вновь его отдать
кому-нибудь другому” ("Братья”). Но
любовь в бунинских рассказах чаще
соприкасается со смертью и даже как бы
одухотворена ее близостью. Почти все
любовные сюжеты у него завершаются
смертью. Иногда развязки таких историй
кажутся даже искусственными, неожиданными.
Как и Куприн, Бунин тоже
много писал о любви, тоже пытался
раскрыть, "расколдовать” тайны этой
прекрасной и вместе с тем "пагубной
страсти”, способной и вознести человека
на вершину счастья и блаженства, и стать
невыносимой пыткой, нередко толкающей
людей на самоубийство.
Именно
такая трагическая история любви и
положена в основу повести "Митина
любовь”, написанной Буниным уже в
эмиграции. По свидетельству близких и
друзей писателя, повесть эта во многом
автобиографична. В ней нашел отражение
окончившийся драматически для Бунина
его юношеский роман с Варварой Пащенко.
Этой же теме - любви,
памяти, красоте - посвящены рассказы,
вошедшие в цикл "Темные аллеи”. Главные
герои этих рассказов живут в ожидании
любви, ищут ее и чаще всего, опаленные
ею, гибнут. Для Бунина неприемлема любовь
как ровное, тихое горение, безоблачное
счастье. Любовь у него - легкое дыхание,
готовое в любой миг исчезнуть, любовь
появляется в минуты роковые, это всегда
короткая, ослепительная вспышка, до дна
озаряющая души влюбленных и приводящая
их к критической точке, за которой —
гибель, самоубийство, небытие.
Героиня
рассказа "Холодная осень” - женщина,
прожившая безрадостную, полную страданий
жизнь, вспоминает прощание с женихом,
уходящим на фронт. День прощания
запомнился ей на всю жизнь; она запомнила
последние слова любимого: "Ну что ж,
если убьют, я буду ждать тебя там. Ты
поживи, порадуйся на свете, потом приходи
ко мне”. Теперь, спустя много лет после
его гибели, уже в эмиграции, оказавшись
в полном одиночестве, она снова вспоминает
его слова и понимает, что в ее жизни было
единственное дорогое воспоминание -
"только тот холодный осенний вечер”.
Но что объединяет все
произведения Бунина, так это трагический
конец, трагедия любви. Казалось бы, что
трагическая концовка не вписывается в
романтический сюжет повести, но нет,
такой конец лишь усиливает возвышенность
чувства, его романтическую приподнятость
над обыденностью. Ведь умирают герои
из-за любви и во имя любви.
Правдиво
показывая жизнь, автор нередко идеализирует
своих героев, делает их отношения
сложными и романтичными, в его рассказах
присутствуют музыка и природа, благородство
и низкие чувства, порочные связи и вечная
любовь, которая одухотворяет героев,
делая их выше и прекраснее.