Год выпуска: 1997
Издательство: ВЛАДОС
ISBN:
5-691-00008-Х
Формат: DOC
Количество страниц:
185
Целью курса лекций является
освоение студен¬тами исторического
наследия и идейного богатства учёных
различных эпох в области экономической
мысли. Изучение концепций и теорий
отдельных школ и направлений, существовавших
в прошлом и существующих в настоящем в
экономической на¬уке, позволяет закрепить
и углубить знания, полученные в курсе
экономической теории.
Для студентов
экономических вузов, а также для
самостоятельно изучающих историю
экономических учений.
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ........................................................................................................................................................................................... 1
I. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ ДРЕВНЕГО МИРА................................................................................................................ 2
Лекция 1. Экономическая мысль Вавилонии, Китая, Индии.............................................................................................. 2
Лекция 2. Экономические учения Древней Греции............................................................................................................... 5
Лекция 3. Литература об организации рабовладельческих латифундий
в Древнем Риме........................................ 8
II. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ В ПЕРИОД СРЕДНЕВЕКОВЬЯ........................................................................................ 9
Лекция 4. Экономические идеи в Западной Европе и в России.......................................................................................... 9
III. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ В ПЕРИОД ЗАРОЖДЕНИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ..................................... 12
Лекция 5. Меркантилизм как первая школа политической экономии........................................................................... 12
Лекция 6. Экономические идеи в России в XVII—XVIII вв. И.Т.
Посошков и его книга "О скудости и богатстве" 16
Лекция 7. Возникновение классической политической экономии в
Англии и во Франции..................................... 19
Лекция 8. Экономическое учение физиократов.................................................................................................................... 22
ИЗ ЖИЗНИ ВЫДАЮЩИХСЯ УЧЁНЫХ В ОБЛАСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ.............................................. 25
IV. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ В ПЕРИОД РАЗВИТИЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ И
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 33
Лекция 9. Основные идеи экономического учения А. Смита и Д.
Рикардо.................................................................. 33
Лекция 10. Теории Ж.Б. Сэя, Ф. Бастиа, Т. Мальтуса. Историческая
школа в Германии....................................... 35
Лекция 11. Проблемы политической экономии в русской
экономической мысли XVIII–XIX вв.......................... 37
ИЗ ЖИЗНИ ВЫДАЮЩИХСЯ УЧЁНЫХ В ОБЛАСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ.............................................. 43
Лекция 12. Плюрализм идей в экономической мысли второй половины
XIX — начала XX в............................... 51
Лекция 13. Экономическое учение К. Маркса и Ф. Энгельса.......................................................................................... 53
Лекция 14. Экономические идеи В.И. Ленина....................................................................................................................... 55
Лекция 15. Кейнсианство и неокейнсианство....................................................................................................................... 57
ИЗ ЖИЗНИ ВЫДАЮЩИХСЯ УЧЁНЫХ В ОБЛАСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ.............................................. 60
V. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ XX ВЕКА.............................................................................................................................. 63
Лекция 16. Современный монетаризм..................................................................................................................................... 66
Лекция 17. Теория предложения............................................................................................................................................... 71
Лекция 18. Теория рациональных ожиданий и "новая
классическая макроэкономика"......................................... 76
Лекция 19. Эволюция кейнсианства........................................................................................................................................ 81
Лекция 20. Институционализм.................................................................................................................................................. 85
Лекция 21. Радикальная политическая экономия................................................................................................................ 93
Лекция 22. Альтернативные теории А.В. Чаянова и Н.Д. Кондратьева........................................................................ 94
ИЗ ЖИЗНИ ВЫДАЮЩИХСЯ УЧЁНЫХ В ОБЛАСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ.............................................. 97
VI. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ БЛАГОСОСТОЯНИЯ............................................................................................ 98
Лекция 23. Эволюция западных теорий благосостояния.................................................................................................. 98
Лекция 24 Концепции формирования благосостояния на рынке................................................................................. 104
Лекция 25. Теории государственного воздействия на общественное
благосостояние.......................................... 108
Лекция 26. Теоретические представления о достижении
благосостояния в России............................................... 110
ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ВЫДАЮЩИХСЯ УЧЁНЫХ XX СТОЛЕТИЯ О ПРЕДМЕТЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ 119
ПРЕДМЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ*.......................................................................................................................... 119
ПРИНЦИП МАКСИМИЗАЦИИ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ АНАЛИЗЕ*............................................................................... 129
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ И ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ*........................................................................... 142
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ КАК УНИВЕРСАЛЬНАЯ НАУКА*............................................................................ 154
ПОЛЕЗНО ЛИ ПРОШЛОЕ ДЛЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ*................................................................................... 164