Цель урока: Создать условия для расширения и углубления знаний учащихся о спиртах, как о кислородсодержащих органических соединениях.
Задачи:
1. Сформировать понятие о спиртах;
2. Ознакомить учащихся с классификацией спиртов;
3.Продолжать формировать умения составлять формулы изомеров, давать веществам названия по систематической номенклатуре;
4. Рассмотреть влияние строения спиртов на физические свойства;
5. Продолжить развитие памяти через работу с новыми понятиями, логического мышления через построение умозаключений, умения сравнивать, анализировать, делать выводы.
Оборудование:
1. Компьютер
2. Интерактивная доска
3. Учебник
4. Мультимедийная установка
5. Презентация «Спирты»
Демонстрации:
1. Модели молекул спиртов
2. Схемы образования связей
Ход урока:
1. Проведение анализа контрольных работ (5-7 мин.)
2. Новый материал (25 мин.)
3. Закрепление пройденного материала (5 мин.)
4. Домашнее задание (3 мин.)
Слайд 1 |
1. Организационный момент Учитель сообщает классу, что закончено изучение большого класса органических соединений, состоящих только из двух химических элементов - углерода и водорода. На этом уроке начинаем изучение органических соединений, в состав которых, помимо углерода и водорода, входит кислород. Подобные соединения называются кислородсодержащими. | |
Слайд 2 |
Учитель формулирует определение этих соединений (слайд 2). | |
Слайд 3 |
Учитель предлагает учащимся перечислить известные им кислородсодержащие соединения (слайд 3). К кислородсодержащим соединениям относятся: спирты, альдегиды, кетоны, карбоновые кислоты, эфиры и углеводы. | |
Слайд 4 |
II. Классификация спиртов. Номенклатура и изомерия. Строение Учитель сообщает, что изучение кислородсодержащих соединений начинается с класса спиртов. Учитель называет тему урока и говорит о целях урока (слайд 1). Ученики записывают тему урока в тетради. | |
Слайд 5 |
Учитель формулирует определение спиртов как производных углеводородов, содержащих одну или несколько гидроксильных групп (-ОН). Ученики записывают определение в тетради. Учитель переходит к рассмотрению классификации спиртов. |
|
Слайд 6 |
Учитель предлагает учащимся сравнить формулы веществ (слайд 6). |
|
Слайд 7 |
Учитель знакомит ребят с классификацией спиртов по числу гидроксильных групп. Содержание слайда 7 ученики записывают в тетрадь.
|
|
Слайд 8 |
Учитель предлагает учащимся сравнить формулы веществ (слайд 8). |
|
Слайд 9 |
Учитель знакомит ребят с классификацией спиртов по характеру углеводородного радикала. Содержание слайда 9 ученики записывают в тетрадь.
|
|
Слайд 10 |
Учитель предлагает учащимся сравнить формулы веществ (слайд 10). |
|
Слайд 11 |
Учитель знакомит ребят с классификацией спиртов по характеру атома углерода, связанного с функциональной группой. Содержание слайда 11 ученики записывают в тетрадь.
|
|
Слайд 12 |
Далее учитель объясняет основные принципы построения названий спиртов по международной номенклатуре, используя схему на слайде 12. Содержание слайда 12 ученики записывают в тетрадь.
|
|
Слайд 13 |
Учитель предлагает учащимся назвать соединения. |
|
Слайд 14 |
Для самопроверки учитель предлагает правильные ответы (слайд 14) |
|
Слайд 15 |
После усвоения основных принципов номенклатуры спиртов, переходим к рассмотрению видов изомерии, характерных для этого класса соединений. Учитель говорит, что подробно будут рассматриваться предельные одноатомные спирты, общая формула которых указана на слайде 15. |
|
Слайд 16 |
Учитель предлагает ребятам, используя текст §17 стр. 141, рассмотреть виды изомерии спиртов и записать в тетрадях схему: «Изомерия спиртов» |
|
Слайд 17 |
III. Физические свойства спиртов Учитель предлагает учащимся сравнить температуры кипения УВ, одноатомных и многоатомных спиртов, содержащих одинаковое число атомов углерода (слайд 17). |
|
Слайд 18 |
Ребята делают вывод и записывают его в тетрадь. Учитель ставит перед учениками проблему: «Как объяснить данный факт?» Для решения этого вопроса необходимо рассмотреть строение молекул спирта. |
|
Слайд 19 |
Учитель комментирует рисунки на слайде 19. На слайде представлены модели молекул этанола и этиленгликоля. Молекулы имеют угловое строение с вершиной у атома кислорода. |
|
Слайд 20 |
Учитель комментирует схему на слайде 20. Ученики оформляют сказанное в тетрадях.
|
|
Слайд 21 |
Данную схему ученики оформляют в тетрадях. |
|
Слайд 22 |
Учитель комментирует схему на слайде 22. Ученики оформляют сказанное в тетрадях.
|
|
Слайд 23 |
Учитель комментирует схему на слайде 23. Говорит об условиях возникновения водородной связи (наличие атомов водорода и атомов очень ЭО элементов в составе молекул) и её обозначении (3 точки). Ученики оформляют в тетрадях схемы образования водородной связи между молекулами спирта и воды.
|
|
Слайд 24 |
Учитель формулирует определение водородной связи. Ученики записывают определение в тетрадях. |
|
Слайд 25 |
Учитель вместе с учениками формулирует выводы по материалу всего урока. Ученики оформляют выводы в тетрадях (слайд 25). |
|
Слайд 26 |
На закрепление темы учитель предлагает выполнить тестовую работу (слайд 26, 27, 28) в качестве проверочный работы. |
|
Слайд 27 |
||
Слайд 28 |
|
|
Слайд 29 |
В дневниках ученики записывают домашнее задание §17; упр.2, 6, 7 |
Разработка открытого урока в 10 классе
Урок №39 Тема: СПИРТЫ: химические свойства, получение
Цель урока:
Рассмотреть химические свойства спиртов;
Сформировать представление о способах получения спиртов;
Продолжать формировать умения составлять уравнения реакций с участием органических веществ на примере спиртов;
4. Способствовать развитию памяти, внимания, мышления
Оборудование:
~ компьютер;
~ интерактивная доска;
~ учебник
Демонстрации:
~ модели молекул спиртов;
~ схемы химических реакций;
~ видеофрагменты с показом экспериментов: «Взаимодействие предельных одноатомных спиртов натрием», «Взаимодействие глицерина с натрием», «Горение спиртов», «Окисление этанола перманганатом калия», «Окисление этанола оксидом меди (II) », «Окисление глицерина»
Методические приёмы:
~ Фронтальный опрос;
~ Лекция с использованием видеофрагментов;
~ Составление опорного конспекта;
~ Тестовые задания
Ход урока:
1. Контрольный экспресс- опрос. Проверка выполнения домашнего задания (10 мин.)
2. Новый материал (20 мин.)
3. Закрепление пройденного материала (8 мин.)
4. Домашнее задание (2 мин.)