Работа над словарными словами во 2 классе
1. Первый слог потерялся. Восстанови слова. Найди вторую орфограмму в словах.
...роз ...род
...хоз ...радь
...вод
2. Какое слово лишнее? Почему?
· Посуда, капуста, девочка, одежда.
Возможные варианты ответов:
1 вариант- одежда (это словарное слово начинается с гласной, остальные – с согласной буквы)
2 вариант – девочка (это одушевленное имя существительное, остальные - неодушевленные).
· Сорока, корова, собака, медведь, лисица.
Возможные варианты ответов:
1 вариант – медведь (в этом слове два слога, а в остальных - три)
2 вариант – медведь (во всех словах одна орфограмма, а в данном слове еще проверяем звонкий согласный в конце слова)
3 вариант – сорока (она птица, остальные - животные).
При выплнении данного задания учащиеся не только повторяют и запоминают словарные слова, но и учатся анализировать слова со всех точек зрения.
3. Работа со словарем, помещенным в учебнике.
· Выбери слова на тему «Птицы», «Животные» и др.
· Написать слова, которые начинаются с буквы «д», «к» и т.д.
· Заполни таблицы.
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
О |
Р |
О |
|
|
|
|
О |
Р |
О |
|
|
|
|
О |
Р |
О |
|
|
|
|
О |
Р |
О |
|
|
|
4. Петя вечером готовит портфель к школе. Что он положит в него? (Перечислить словарные слова).
Возможный ответ: пенал, тетрадь, карандаш.
5. Гласные потерялись. Восстанови слова, запиши правильно.
крндш
джрнй
двчк
млк
брз
6. Замените описательные обороты одним словом.
· Ящичек для ручек, карандашей. (пенал)
· Его держат за зубами, когда не хотят говорить лишнего. (язык)
· Предпследний день недели. (суббота)
· Женский головной убор. (платок)
· Учащийся средней школы. (ученик)
· Комната для занятий в школе. (класс)
7. Использование загадок, отгадки которых являются словарными словами.
Черный Ивашка, Расту в земле на грядке я,
Деревянная рубашка, Красная, длинная, сладкая.
Где носом пройдет – (Морковь)
Там заметку кладет. Как надела сто рубах,
(Карандаш) Захрустела на зубах.
(Капуста)
На жарком солнышке подсох Не царь, а в короне,
И рвется из стручков ... Не всадник, а со шпорами.
(Горох) (Петух)
Русская красавица Маленький мальчишка
Стоит на поляне, В сером армячишке
В зеленой кофточке, По дворам шныряет,
В белом сарафане. Крохи подбирает,
(Береза) По ночам кочует –
Зернышки ворует.
(Воробей)
Угадайте, что за шапка: Голодна – мычит,
Меха целая охапка. Сыта – жует,
Шапка бегает в бору, Малым ребяткам
У стволов грызет кору. Молочка дает.
(Заяц) (Корова)
С хозяином дружит, Льется речка – мы лежим.
Дом сторожит, Лед на речке – мы бежим.
Живет под крылечком, (Коньки)
Хвост колечком.
(Собака)
Всегда во рту, Без рук, без ног,
А не проглотишь. А ворота отворяет.
(Язык) (Ветер)
У избы побывал –
Все окно разрисовал,
У реки погостил –
Во всю реку мост мостил.
(Мороз)
9. Угадай, кто это.
Кто стрекочет? (сорока)
Кто каркает? (ворона)
Кто мычит? (корова)
Кто чирикает? (воробей)
Что объединяет все эти непохожие слова?
(Орфограмма: правописание –оро-, -оло-)
10. Игра «Слово - змейка».
Запишите 5 (8 ...) словарных слов в таком порядке, чтобы второе слово начиналось с последней буквы первого.
Например: вдруг – город – деревня – язык – капуста.
11. Какое слово записано?
На доске учитель заранее пишет слова и закрывает их.
· Животное. В этом словарном слове две согласные и две гласные буквы. (Заяц)
· Явление природы. В слове три согласные и две гласные буквы. (Ветер)
· Комната для занятий. В слове 4 согласные и одна гласная буква. (Класс)
· Одежда. В слове три согласные, две гласные и одна буква, которая звука не обозначает. (Пальто)
· Птица. В слове три согласные и две гласные буквы. (Петух)