Трагедия несостоявшейся любви в рассказе И.А. Бунина «Чистый понедельник»
Трагедия несостоявшейся любви в рассказе И.А. Бунина «Чистый понедельник»
Рассказ «Чистый понедельник»
вызвал к жизни многочисленные интерпретации
, но все исследователи сходятся в одном:
он построен на контрасте. Его герои Он
и Она не имеют имен, тогда как текст
пестрит именами собственными. В облике
Москвы, города, где разворачиваются
события, тоже подчеркнута двойственность,
сочетание на первый взгляд несочетаемого:
«Странный город! – говорил о себе, думая
об Охотном ряде, об Иверской, о Василии
Блаженном. – Василий Блаженный – и
Спас-на-бору, итальянские соборы – и
что-то киргизское в остриях башен и
кремлевских стенах…»
На страницах рассказа словно борются
стихии света и тьмы, тепла и холода. И
все это находит свое воплощение в
характере героини, в которой сочетается
подлинный интерес к древнему искусству
и участие в капустниках Художественного
театра, ее «включенность» в современную
богемную жизнь и приверженность строгой
старине. Героиня оказывается наделенной
исторической памятью, в которой сопряжены
образы разных эпох. В ее портрете
подчеркнута «восточная» красота и
«тихий свет», она словно воплощает в
себе разные миры, разные культуры, разные
традиции. В чем же видит писатель истинную
причину таких противоречий? Безусловно,
в «беспочвенничестве» эпохи и в
особенностях истинно русской души,
которой наделена героиня. Так, все
настойчивей начинает звучать на страницах
рассказа мысль писателя о подсознательных
или осознаваемых связях каждого человека
с прошлым, мысль о том, что в каждом
человеке жива «память веков», память
поколений, которая движет его дурными
и хорошими поступками, определяет его
эмоции, побуждения, склонности. «Из нас,
как из дерева, - и дубина, и икона, - в
зависимости от обстоятельств, от того,
кто это дерево обрабатывает: Сергий
Радонежский или Емелька Пугачев» - так
написал Бунин. Отсюда – «шаткость»,
«двойственность» характера героини и
его трагичность. Сложность выбора
пути.
И вновь по контрасту
удивительно светлый и чистый финал: «Я
почему-то очень внимательно посмотрел
на них. И вот одна из идущих посередине
вдруг подняла голову, крытую белым
платком, загородив свечку рукой, устремила
взгляд темных глаз в темноте, как могла
почувствовать мое присутствие? Я
повернулся и тихо вышел из ворот».
Действительно, каждое произведение –
своеобразная зарисовка событий русской
жизни, событий, которые как бы заново
воспринимаются и переживаются героями.
Лирическая память о них позволяет
писателю расширить границы художественного
времени и пространства, отчетливее
увидеть прошлое и настоящее, прояснить
многочисленные реминисценции.