Начало XX века вошло в историю
как время грандиозных исторических и
культурных потрясений, период надежд
и разочарований- По словам Н. Бердяева,
эта эпоха соединила в себе "чувство
заката и гибели с чувством восхода и с
надеждой на преображение жизни”. Общим
для всех было ощущение изжитости
существовавшего порядка вещей.
Представления об однозначных
закономерностях, об абсолютной
предсказуемости человеческой жизни и
реальной возможности объяснить
действительность оказались несостоятельными.
Этим определялся напряженный поиск
новой системы ценностей, в который
активно включилась литература рубежа
веков и начала XX века. Социальная динамика
обусловила напряженно драматическое
переживание действительности в искусстве.
С начала нового столетия литература
становится полем соревнования различных
направлений, искавших собственные
ответы на поставленные ранее вопросы.
Для сознания людей было характерно не
только отрицание несовершенной
действительности, но и нарастая сомнений
в возможности близкого обновления. Этим
определяется усиление катастрофических
настроений в литературе. Трагическое
предчувствия, мрачный взгляд на
перспективы человека отражены в прозе
И. Бунина. Писатель обращался к сложным
нравственным философским проблемы. Своим
учителем писатель считал Л. Толстого,
который повлиял на трактовки некоторых
тем. И. Бунин увлекался в свое время
толстовской теорией непротивления злу
насилием. Герой повести "Деревня”
Кузьма верит в идеал Платона Каратаева.
Но жизнь заставляет усомниться в
возможности его осуществления. Автор
наделяет героя собственными раздумьями
и разочарованиями. И. Бунину присущ
интерес ко всему запредельному и вечному.
Именно поэтому он обращается к теме
жизни и смерти, затронутой в повести
Толстого "Смерть Ивана Ильича”. В этом
произведении смерть изображается как
экстремальная ситуация, перед лицом
которой человек оценивает всю свою
жизнь. Соглашаясь с Толстым, Бунин идет
дальше своего учителя. В рассказе
"Господин из Сан-Франциско” показывает
безликого американского миллионера,
чья жизнь была расписана по дешевым
рецептам и пронизана фальшью. Это всего
лишь скверная игра, за которой скрыто
духовное угасание. Не случайно господин
из Сан-Франциско умирает, казалось бы,
в лучшие мгновения жизни. Все его
существование иллюзорно, и к нему не
приходит раскаяние. После смерти
миллионера ничего не меняется вокруг.
Бездушная игра продолжается: хозяин
отеля не хочет тревожить постояльцев,
а на пароходе, где американец был одним
из желанных пассажиров, теперь тщательно
прячут гроб с его телом в трюме. Прячут
и продолжают вести призрачную жизнь.
Кораблю с названием "Атлантида” Бунин
придает символический смысл, делая
пароход моделью мира, находящегося на
краю пропасти в хаосе и тумане, не замечая
океана зияющей бездны, грозящей проглотить
корабль-человечество, и дьявола, следящего
за пароходом. Сложным было отношение
писателя к Ф. Достоевскому. Бунин отрицал
его мировоззрение, но все-таки обращался
к проблемам, затронутым Достоевским.
Сильнее всего это проявилось в рассказе
"Петлистые уши”. Бунин доводит до
крайности характер идейного преступника.
Отталкиваясь от образа Раскольникова,
писатель показывает преступление без
наказания. Мир, по мнению Бунина, достиг
предела бездуховности и распада. Адам
Соколович иронизирует над Достоевским,
утверждая, что покаяние — это удел
слабых. Одним из участников действия
рассказа является Петербург. Бунин
развивает тему города кошмаров, города
дьявола и "петлистых ушей”. Столь
мрачная картина, нарисованная писателем,
заставляет убедиться в том, что на смену
надеждам русской классики приходят
безнадежность и трагические
предвидения. По
мироощущению И. Бунину ближе всех был
А. Чехов. Это объяснимо, поскольку в
творчестве последнего уже ощущаются
философия и психология XX века. Чехов
предвосхищает новое столетие. Бунин
перенял у своего старшего современника
интерес к жизни обычного человека не
маленького или великого, а среднего.
Следом за Чеховым писатель показывает,
как засасывает людей жизнь в российской
глубинке. Рассказ "Чаша жизни” написан
в духе чеховского "Ионыча”. Вещный мир
поглощает героев, убивая их мечты.
Обаятельна и трогательна Александра
Васильевна, главная героиня, чей
внутренний мир наполнен радостью и
надеждой. Но и ее жизнь прошла без счастья
и смысла. Попытка вернуться к памяти
юности и весны оказалась безнадежной:
ничего исправить героиня уже не успевает.
В конце рассказа возникает образ поезда,
несущегося через всю Россию, где очень
много несостоявшихся людей. Писатель
не видит возможности что-либо изменить.
Единственная ценность, способная
поддержать человека, — это вспышка
любви. Об этом рассказ "Солнечный удар”.
Построенный по аналогии с чеховским
рассказом "Дама с собачкой”, он содержит
внутреннюю полемику с ним. Для Чехова
встреча героев и посетившее их чувство
— залог будущего обновления жизни. Для
Бунина любовь — это только мгновение,
солнечный удар. За ним может не последовать
изменений, но в нем оправдание всей их
жизни. Обращение к
творчеству И. Бунина позволяет понять,
как шло развитие русской литературы в
начале XX века, как известным проблемам
придавалось оригинальное звучание.
Ничто не возникает из пустоты, а уж тем
более искусство. Оно всегда опирается
на достигнутый опыт, открывая новые
горизонты. Безусловным доказательством
этого явились произведения И. Бунина.