Традиции русской поэзии xix века в творчестве И. А. Бунина
Традиции русской поэзии xix века в творчестве И. А. Бунина
В поэзии Бунина прослеживаются
традиции русских поэтов, его
предшественников, в первую очередь
Пушкина, Тютчева и Фета. Сам Бунин
признавался в том, что его поэзия является
результатом его увлечения именно русской
поэзией, и в первую очередь поэзией
Пушкина: "Подражал ли я ему? Но
кто же из нас не подражал? Конечно,
подражал и я, — в самой ранней молодости
подражал даже в почерке”. Пушкин
исходил из точного учета реальных,
объективных свойств самого предмета и
его индивидуального к нему отношения.
Эмоциональность возникает у Пушкина
на предметной основе, связанной с
устойчивыми народными представлениями.
В слове были гармонически слиты
объективные признаки предметов и явлений
и авторская лирическая их оценка. При
этом Бунин, как и Пушкин, видит в жизни
разные тенденции, вступающие между
собой в противоборство, и пытается
вскрыть эти противоречия. Это одно из
самых главных черт мировоззрения
Пушкина, которые выявляются в поэзии
Бунина. Содержание стихов всегда
соотнесено с мироощущением самого
автора, с его самосознанием и призванием.
Пушкин и Бунин эмоционально сближаются
с природой. Центральной темой является
желание ощущения новых впечатлений,
охваченность жаждой свободы, стихийное
чувство воли, когда душа стремится к
постижению внутренней и внешней свободы.
Приобщение к стихии жизни, питающей
душу новыми впечатлениями, непосредственно
подготовляет ее обновление. В поэзии
Пушкина и Бунина душевное состояние
героя освещается в описании самой
природы. Герой остается как бы наедине
с природой. Для Бунина являются
родственными мысли Пушкина о том, что
подлинная поэзия в простоте, естественности
реальных чувств, явлений, настроений.
Они отражают в своих стихотворениях
существующую гармонию между человеком
и природой. При этом ощущаются душевные
переживания поэтов. Читая, понимаешь,
что, в свою очередь, восприятие
непосредственной природы оказывало
сильное воздействие как на Пушкина, так
и на Бунина. Бунин,
как и Тютчев, воспринимает природу
целостно, как живой организм, находящийся
в постоянном движении. При этом каждый
миг природы проявляется конкретно.
Обоих поэтов природа привлекает в своих
катастрофических состояниях, в борьбе
стихийных, светлых и темных сил. Философия
романтизма их стихов основывается на
признании жизни как нестихающей борьбы
противоположных начал, таинственности
и загадочности этой битвы. В стихотворении
описывается мгновенное состояние, но
оно относится ко всему бытию. Суть
поэтической философии как у Тютчева,
так и у Бунина не в том, чтобы разъединить
или противопоставить, а в том, чтобы
слить эти два начала ("лунный блеск”
и "тьму”). При этом вечность передается
через мгновенное. Бунин наследует
способность Тютчева рисовать яркую
картину мирозданья. Поэтическое сознание
Тютчева и Бунина обращено прежде всего
к "двойственному бытию”, к дисгармонии,
в основе которой лежит мятежность бытия.
В миге отражается самое яркое прикосновение
к сущности и к истине, воскресает
безграничная мощь творческих стихий.
Поэтов неумолимо влечет небо. Поэтому
они так ценят миг, который дает им
краткую, но безусловную причастность
к бесконечному. В поэзии Тютчева и Бунина
ощущается масштабность, объемность,
устремленность к бесконечности, к
"бездне” вселенной (стихотворение
Тютчева "Как океан объемлет шар
земной...”). У Фета
Бунин перенял неуловимые, загадочные
и не вполне ясные ощущения, навеваемые
природой, созерцанием прекрасного. Фет
более всего ценил в искусстве живую
естественность влечений сердца. Поэтому
Бунин, как и Фет, уходит в сферу текучих,
зыбких, подвижных переживаний. Стремление
выразить "невыразимое” через мгновенную
лирическую вспышку, навеять читателю
охватившее его настроение — одно из
коренных свойств поэзии Фета, которое
было продолжено поэзией Бунина. Он
напрягает слух, зрение, обоняние,
обостряет ощущения читателя, чтобы
обратиться к чувственным, эмоциональным
способностям человека для восприятия
природы ("Холодным ветром дышат волны”).
Он, как и Фет, в буквальном смысле слова
"останавливает мгновенье”, но вмещает
в него весь мир в его предметном и
чувственном богатстве. В
заключение можно отметить, что даже в
одном небольшом стихотворении Бунина
"Перед бурей”, написанном в 1903 году,
прослеживаются лучшие традиции классиков
русской поэзии — Пушкина, Тютчева и
Фета.