Прочитав этот рассказ, кто-то
может задать вопрос: "Зачем Бунин пишет
о жизни Чанга и капитана, его хозяина?”
Как будто предвосхищая этот вопрос,
писатель дает ответ на него уже в первых
строках: "Не все ли равно, про кого
говорить? Заслуживает этого каждый из
живших на земле”.
Рассказ
"Сны Чанга” написан в 1916 году, когда
возраст писателя приближался к сорока.
К этому времени Бунин успел столько
пережить, перечувствовать, прочесть и
увидеть, что этого хватило бы на несколько
жизней. Он не уставал от новых жизненных
впечатлений, от встреч и путешествий.
Его влекли мудрость веков, красота мира,
достижения человеческой культуры.
Особенно сильное влияние оказало на
писателя путешествие на остров Цейлон
и чтение книг об учении Будды. Несомненно,
это наложило отпечаток и на бунинскую
прозу того периода. В ней сочетаются
лирические, философские мотивы и в то
же время ощущаются трагические, темные
и страстные нотки. Человек — это загадка,
— убежден писатель, — а характер его
постичь невозможно”.
Вот
перед нами главные герои рассказа —
капитан и его верный друг Чанг. Шесть
лет они были неразлучны, делили горе и
радость. Сейчас они переживают не лучшие
-времена: "За шесть лет Чанг с капитаном
стали стариками, хотя капитану еще и
сорока нет, и судьба их грубо переменилась.
По морям они уже не плавают — живут "на
берегу” ...в узкой и довольно мрачной
улице, на чердаке пятиэтажного дома...
Потолок у Чанга с капитаном низкий,
комната большая и холодная.
В
ней всегда, кроме того, сумрачно: два
окна, пробитые в наклонной стене-крыше,
невелики и круглы, напоминают корабельные.
Между окнами стоит что-то вроде комода,
а у стены налево старая железная кровать
— вот и все убранство этого скучного
жилища...” Нищета, убожество, мучительные
воспоминания о прошлом, существование
на грани между сном и действительностью
— такова теперь жизнь капитана и Чанга.
И не удивительно, что капитан искренне
убежден в том, что существует лишь одна
правда на свете — злая и низкая. "Ты
посмотри кругом, — говорит он, — ты
только вспомни всех тех, что ежедневно
видим мы с тобой в пивной, в кофейне, на
улице! Друг мой, я видел весь земной шар
— жизнь везде такова! Все это ложь и
вздор, чем будто бы живут люди: нет у них
ни Бога, ни совести, ни разумной цели
существования, ни любви, ни дружбы, ни
честности, — нет даже простой жалости.
Жизнь — скучный, зимний день в грязном
кабаке, не более...” Его жизненным
убеждением стала "правда еврея Иова,
правда мудреца из неведомого племени,
Экклезиаста”: "Помни, человек, с юности
твоей те тяжелые дни и годы, о коих ты
будешь говорить: нет мне удовольствия
в них!”
Однако в
прошлом было место и другой правде в
жизни капитана. Просто тогда он был
счастлив. "Он опять стал рассказывать
Чангу о том, что ...есть у него, у капитана,
во-первых, квартира, во-вторых, красавица
жена и, в-третьих, чудесная дочка, и что
он, капитан, все-таки очень счастливый
человек”. Казалось, весь мир ему
подвластен, а любовь делает этот мир
волшебным, ярким, великолепным.
Однако
и в это время посещают капитана мысли
о тщетности всего земного, о непрочности
человеческого счастья, о пути всего
сущего, "коему не должно противиться
ничто сущее”. У каждого человека своя
судьба, свой жизненный путь, свернуть
с которого опасно да и невозможно. Не
потому ли так сложилась жизнь капитана,
что он попытался изменить свой Путь?
"Уж очень я жаден до счастья и уж очень
часто сбиваюсь”, — говорит он. Капитан
— человек, душа которого обожжена
любовью. Сила его чувства так велика,
что весь мир для него воплотился в
любимой женщине. Капитана самого пугает
это — разве можно любить так сильно?
Можно ли верить в любовь или это обман?
Ведь влюбленного никто не способен
убедить в том, что любимый им человек
может не испытывать ответного чувства.
Так и живет капитан, переживая то восторг
и радость любви, то мучаясь тревогой и
подозрениями: "Не будет, Чанг, любить
нас с тобой эта женщина! Есть, брат,
женские души, которые вечно томятся
какой-то печальной жаждой любви и которые
от этого от самого никогда и никого не
любят”.
Ревность и
сомнения сделали свое дело. Дальнейшая
жизнь капитана превратилась в цепь
катастроф и трагедий. Тут и пьянство, и
гибель парохода по его вине, и выстрел
в жену. Наконец он очутился на дне жизни
— без средств, без хорошего жилья, а
рядом только его верный друг, рыжий пес
Чанг. Так капитан и умирает — разочарованный,
потерпевший поражение в схватке с
жизнью, искренне убежденный, что миром
правит зло. Это его правда.
Казалось
бы, все понятно — существуют в мире две
правды. Одна утверждает, что везде царят
несправедливость, подлость и обман.
Согласно другой — жизнь прекрасна и
удивительна. Однако именно Чангу было
суждено узнать третью правду. Ту самую,
которая прошла мимо его друга капитана.
Эта правда — Любовь. Но не та любовь,
которая обожгла душу капитана, исковеркала
его жизнь. В этой новой Любви нет места
сомнениям и обману. Озарение наступает
в тот момент, когда после смерти капитана
одинокий и всеми забытый Чанг обретает
нового друга и хозяина-художника: "...и
глаза их, полные слез, встречаются в
такой любви друг другу, что все существо
Чанга беззвучно кричит всему миру: ах,
нет, нет — есть на земле еще какая-то,
мне неведомая, третья правда!”
Трудно
определить словами, что такое эта третья
правда. Но вместе с косматым мудрецом
Чангом мы чувствуем, что в мире должна
царить только она. Возможно, мы никогда
до конца не поймем ее, но с ее приходом
уйдут из жизни горе, невзгоды, жестокость
и ложь. "В мире этом должна быть только
одна правда, — третья, — а какая она —
про то знает тот последний Хозяин, к
которому уже скоро должен возвратиться
и Чанг”. Эту мысль И. А. Бунин подтвердил
такими словами: "Как ни грустно в этом
непонятном мире, но он все же прекрасен...”