Жемчужиной творческого наследия
замечательного русского писателя,
лауреата Нобелевской премии И.А.Бунина
заслуженно считается рассказ "Легкое
дыхание". В нем чрезвычайно лаконично
и ярко запечатлен образ главной героини,
трепетно передано чувство прекрасного,
несмотря на ее трагическую судьбу. Все
в рассказе построено на выразительных
контрастах, без которых невозможно
понять авторский замысел.
Уже
с первых строк повествования складывается
двойственное ощущение: грустное,
пустынное кладбище, серый апрельский
день, голые деревья, холодный ветер
"звенит и звенит фарфоровым венком
у подножия креста", "крепкого,
тяжелого, гладкого", а на кресте
фотографический портрет гимназистки
с радостными, поразительно живыми
глазами. Смерть и жизнь, печаль и радость
и есть символ судьбы Оли Мещерской.
Трудно
согласующиеся между собой впечатления
конкретизируются далее — от рассказа
о безоблачном детстве Оли, отрочестве
— к трагическим событиям последнего
прожитого года. "Незаметно упрочилась
ее гимназическая слава, и уже пошли
толки, что она ветрена..." Рисуется
"розовый вечер на катке" в городском
саду, когда Оля "казалась самой
беззаботной, самой счастливой, но тут
же оговорка: "последнюю свою зиму
Мещерская совсем сошла с ума от веселья".
Автор подчеркивает разрыв между
кажущимся, внешним и внутренним состоянием
героини: полудетское состояние бегающей
на переменке гимназистки, ее признание
в том, что она уже женщина. Спокойная,
даже веселая беседа в строгом кабинете
начальницы гимназии, а непосредственно
затем — краткое сообщение: "А через
месяц казачий офицер, некрасивый и
плебейского вида, не имевший ничего
общего с тем кругом, к которому принадлежала
Оля Мещерская, застрелил ее на платформе..."
Наше внимание настойчиво направляется
к каким-то тайным пружинам Олиной жизни.
Для этого автор затягивает объяснение
причин ее гибели, как бы порожденной
самой логикой поведения девушки. А затем
открывается новая, еще более неожиданная
тайна — ее связь с пятидесятишестилетним
Малютиным. Бунин создает сложную
композицию — от факта смерти к детству
героини, затем к недавнему прошлому и
его истокам. Все это позволяет сохранить
удивительное дыхание красоты.
Бунин
выразительно передал странную логику
поведения Оли. Кружение по жизни: на
балах, на катках, вихревой бег по гимназии,
стремительность перемен, неожиданные
поступки. Сдержанно характеризуется
окружение Оли. Картину духовной нищеты
этого окружения Бунин рисует мастерски,
убедительно. Мысль о том, что в однообразном,
бездушном мире чистые порывы обречены,
вносит трагическую интонацию в
рассказ.
Оля Мещерская
обладала легким, естественным дыханием
— жаждой какой-то особенной, неповторимой
судьбы, достойной только избранных. Ее
внутреннее горение неподдельно и могло
бы вызвать большое чувство. Если бы не
бездушное порхание по жизни, не примитивное
представление о счастье, не пошлое
окружение. Автор раскрывает нам не
только красоту девушки, но и эти
неразвившиеся прекрасные возможности.
Они, по мнению писателя, не могут
исчезнуть, как никогда не исчезнет тяга
к прекрасному, к счастью, к
совершенству.
Красота
и смерть, любовь и разлука — вечные
темы, получившие столь трогательное и
просветленное воплощение в творчестве
И.А.Бунина, волнуют нас и сегодня.