Жемчужиной творческого наследия
замечательного русского писателя,
лауреата Нобелевской премии И. А. Бунина
заслуженно считается рассказ "Легкое
дыхание”. В нем так лаконично и ярко
запечатлен образ главной героини, так
трепетно передано чувство прекрасного,
несмотря на ее трагическую судьбу. Все
в рассказе построено на выразительных
контрастах, без которых невозможно
понять авторский замысел.
Уже
с первых строк повествования складывается
двойственное ощущение: грустное,
пустынное кладбище, серый апрельский
день, голые деревья, холодный ветер
"звенит и звенит фарфоровым венком у
подножья креста”, "крепкого, тяжелого,
гладкого”, а на кресте "фотографический
портрет гимназистки с радостными,
поразительно живыми глазами”. Смерть
и жизнь, печаль и радость и есть символ
судьбы Оли Мещерской.
В
стихотворении И. А. Бунина "Эпитафия”
живет такое же печальное и светлое
настроение, как и в рассказе:
Здесь,
в тишине кладбищенской аллеи,
Где
только ветер веет в полусне,
Все
говорит о счастье и весне.
Сонет
любви на старом мавзолее
Звучит
бессмертной грустью обо мне,
А
небеса синеют вдоль аллеи.
Трудно
согласующиеся между собой впечатления
конкретизируются далее — от рассказа
о безоблачном детстве Оли, отрочестве
— к трагическим событиям последнего
прожитого года. "Незаметно упрочилась
ее гимназическая слава, и уже пошли
толки, что она ветрена...” Рисуется
"розовый вечер на катке” в городском
саду, когда Оля "казалась самой
беззаботной, самой счастливой”, но тут
же оговорка: "последнюю свою зиму
Мещерская совсем сошла с ума от веселья”.
Автор подчеркивает разрыв между
кажущимся, внешним и внутренним состоянием
героини: полудетское состояние бегающей
на переменке гимназистки, ее признание
в том, что она уже женщина. Спокойная,
даже веселая беседа в строгом кабинете
начальницы гимназии, а непосредственно
за тем — краткое сообщение: "А через
месяц казачий офицер, некрасивый и
плебейского вида, не имевший ничего
общего с тем кругом, к которому принадлежала
Оля Мещерская, застрелил ее на платформе...”
Наше внимание настойчиво направляется
к каким-то тайным пружинам Олиной жизни.
Для этого автор затягивает объяснение
причин ее гибели, как бы порожденной
самой логикой поведения девушки. А затем
открывается новая, еще более неожиданная
тайна — ее связь с пятидесятишестилетним
Малютиным. Бунин создает сложную
композицию — от факта смерти к детству
героини, затем к недавнему прошлому и
его истокам. Все это позволяет сохранить
удивительное дыхание красоты.
Бунин
выразительно передал странную логику
поведения Оли. Кружение по жизни: на
балах, на катке, вихревой бег по гимназии,
стремительность перемен, неожиданные
поступки. "Она совсем сошла с ума”, —
говорят о ней; "...я совсем сошла с ума”,
— говорит она. Сдержанно характеризуется
окружение Оли. Цепочка на редкость
равнодушных к ней лиц замыкается
последним звеном — "классной дамой”.
Картину духовной нищеты Олиного окружения
Бунин рисует мастерски, убедительно.
Мысль о том, что в однообразном, бездушном
мире чистые порывы обречены, вносит
трагическую интонацию в рассказ.
В
финале произведения Оля рассказывает
своей подруге, что в одной папиной книге
прочла, какая красота должна быть у
женщины. "...Там, понимаешь, столько
насказано, что всего не упомнишь... но
главное, знаешь ли что? Легкое дыхание!
А ведь оно у меня есть...” Оля действительно
обладала легким, естественным дыханием
— жаждой какой-то особенной, неповторимой
судьбы, достойной только избранных. И
совсем не случайно об этой ее заветной
мечте сказано под конец. Олино внутреннее
горение неподдельно и могло бы вызвать
большое чувство. Если бы не бездумное
порхание по жизни, не примитивное
представление о счастье, не пошлое
окружение. Автор раскрывает нам не
только красоту девушки, но и эти
неразвившиеся прекрасные возможности.
Они, по мнению писателя, не могут
исчезнуть, как никогда не исчезает тяга
к прекрасному, к счастью, к совершенству.
Красота и смерть, любовь и разлука —
вечные темы, получившие столь трогательное
и просветленное воплощение в творчестве
И. А. Бунина, волнуют нас и сегодня.