"Русским классиком рубежа
двух столетий” назвал Бунина К. Федин.
Бунин был крупнейшим мастером русской
реалистической прозы и выдающимся
поэтом начала XX века. Писатель-реалист
видел и неминуемое разрушение, и
запустение "дворянских гнезд”,
наступление буржуазных отношений,
проникавших в деревню, правдиво показал
темноту и косность старой деревни,
создал много своеобразных, запоминающихся
характеров русских крестьян. Проникновенно
художник пишет и о чудесном даре любви,
о неразрывной связи человека с природой,
о тончайших движениях души. Литературная
деятельность Бунина начинается в конце
80-х годов прошлого столетия, молодой
писатель в таких рассказах, как "Кастрюк”,
"На чужой стороне”, "На хуторе” и
других, рисует безысходную нищету
крестьянства. В рассказе "На край света”
автор рассказывает о переселении
безземельных украинских крестьян в
далекий Уссурийский край, описывает
трагические переживания переселенцев
в момент разлуки с родными местами,
слезы детей и думы стариков. Произведения
90-х годов отличаются демократизмом,
знанием народной жизни. Происходит
знакомство с Чеховым, Горьким. В эти
годы Бунин пытается сочетать реалистические
традиции с новыми приемами и принципами
композиции, близкими к импрессионизму
(размытая фабула, создание музыкального,
ритмического рисунка). Так в рассказе
"Антоновские яблоки” показаны внешне
не связанные эпизоды жизни угасающего
патриархально-дворянского быта,
окрашенного лирической грустью и
сожалением. Однако в рассказе не только
тоска по запустелым "дворянским
гнездам”. На страницах возникают
чарующие пейзажи, овеянные чувством
любви к родине, утверждающие счастье
слияния человека с природой. И
все-таки социальные проблемы постоянно
присутствуют в его произведениях. Вот
бывший николаевский солдат Мелитон
("Мелитон”), которого прогнали плетьми
сквозь строй, потерявший семью. В
рассказах "Руда”, "Эпитафия”, "Новая
дорога” встают картины голода, нищеты
и разорения деревни. Эта социальная
обличительная тема как бы оттесняется
на второй план, на первый план выходят
"вечные темы”: величие жизни и смерти,
неувядающая красота природы ("Туман”,
"Тишина”). В 1909 г. Бунин писал Горькому
из Италии: "Вернулся к тому, к чему вы
советовали вернуться, — к повести о
деревне” (рассказ "Деревня”). Деревенская
жизнь дана через восприятия братьев
Тихона и Кузьмы Красовых. Кузьма хочет
учиться, затем пишет о жизни, о лености
русского народа. Тихон — крупный кулак,
который беспощадно расправляется с
крестьянским волнением. У автора заметно
сочетание безотрадной картины жизни
деревни с неверием в творческие силы
народа. Но он правдиво показывает в
"Деревне” косность, грубость,
отрицательные, тяжелые стороны
деревенского быта, которые были
результатом векового угнетения. В этом
сила повести. Это отметил Горький: "Дорог
мне этот скромно скрытый, заглушенный
стон о родной земле. Дорога благородная
скорбь, мучителен страх за нее, и все
это ново. Так еще не писали”. "Деревня”
— одно из лучших произведений русской
прозы начала XX века. В
1911—1913 гг. Бунин все шире охватывает
различные стороны русской действительности:
и вырождение дворянства ("Суходол”,
"Последнее свидание”), и уродливость
мещанского быта ("Хорошая жизнь”, "Чаша
жизни”), и тему любви, которая часто
бывает пагубной ("Игнат”, "При дороге”).
В обширном цикле рассказов о крестьянстве
("Веселый двор”, "Будни”, "Жертва”
и другие) писатель продолжает тему
"Деревни”. В повести "Суходол”
решительно пересматривается традиция
поэтизации усадебной жизни, преклонение
перед красотой угасающих "дворянских
гнезд”. Идея кровного
единения поместного дворянства и народа
в повести "Суходол” сочетается с мыслью
автора об ответственности господ за
судьбы крестьян, об их страшной вине
перед ними. Протест против фальшивой
буржуазной морали заметен в рассказах
"Братья”, "Господин из Сан-Франциско”.
В рассказе "Братья” (он написан после
поездки на Цейлон) даны образы жестокого,
пресыщенного англичанина и молодого
"туземца”-рикши, влюбленного в
девушку-туземку. Конец плачевный: девушка
попадает в дом терпимости, герой кончает
жизнь самоубийством. Колонизаторы
приносят разрушение и смерть. В
рассказе "Господин из Сан-Франциско”
писатель не дает имени герою. Американский
миллионер, всю жизнь истративший в
погоне за прибылью, на склоне лет вместе
с женой и дочерью едет в Европу на
"Атлантиде”, роскошном пароходе тех
лет. Он самоуверен и заранее предвкушает
те наслаждения, которые могут быть
куплены за деньги. Но все ничтожно перед
смертью. В гостинице на Капри внезапно
он умирает. Его труп в старом ящике
из-под содовой обратно отправляют на
пароход. Бунин показал, что господин из
Сан-Франциско ("новый человек со старым
сердцем”, по выражению Бунина) принадлежит
к числу тех, которые ценой нищеты и
гибели многих тысяч людей приобрели
миллионы и теперь пьют дорогие ликеры
и курят дорогие гаванские сигары.
Своеобразным символом фальши их
существования автор показал влюбленную
пару, на которую любовались пассажиры.
Только один капитан корабля знает, что
это "нанятые влюбленные”, за деньги
играющие в любовь для сытой публики. И
здесь контраст жизни богатых и людей
из народа. Образы тружеников овеяны
теплотой и любовью (коридорный Луиджи,
лодочник Лоренцо, горцы-волынщики), они
противостоят аморальному и лживому
миру сытых. Ужасам
войны Бунин противопоставляет красоту
и вечную силу любви — единой и непреходящей
ценности ("Грамматика любви”). Но иногда
и любовь несет обреченность и гибель
("Сын”, "Сны Ганга”, "Легкое
дыхание”). После 1917
года Бунин оказался в эмиграции. В Париже
он пишет цикл рассказов "Темные аллеи”.
Особенно привлекательны в них женские
образы. Любовь — высочайшее счастье,
но она бывает недолговечной и непрочной,
любовь бывает одинокой, заброшенной
("Холодная осень”, "Париж”, "На
чужбине”). Роман "Жизнь Арсеньева”
(1924—1928 гг.) написан на автобиографическом
материале. Здесь порой поэтизируется
прошлое монархической России. Героическая
война России с фашистской Германией
волновала художника, он любил свою
родину. Бунин близок
Чехову, писал русские новеллы. Он мастер
детали, великолепный пейзажист. В отличие
от Куприна Бунин не стремился к
острозанимательным сюжетам, его отличает
лиризм рассказа. Признанный мастер
прозы, Бунин — и выдающимся поэтом. В
80— 90-х годах XIX века любимой темой стихов
была природа ("Листопад”). Вот образ
осени, "тихой вдовой” вступающей в
лесные хоромы:
Лес,
точно терем расписной, Лиловый,
золотой, багряный, Веселой
пестрою толпой Стоит
над светлою поляной.
Появлялись
и декадентские мотивы, но ненадолго.
Издаются гражданские стихи "Джордано
Бруно”, "Ормузд”, "Пустошь” и другие,
в ряде стихов даются реалистичные
картины деревенского и усадебного быта,
с сочувствием очерчены образы простых
людей ("Пахарь”, "Сенокос”, "На
Плющихе”, "Песня”). Бунин
был превосходным переводчиком ("Каин”
и "Манфред” Байрона, "Крымские сонеты”
Мицкевича, "Песня о Гайавате” Лонгфелло;
переводы из Шевченко — "Завещание”).
Для нас важна высокая поэтическая
культура Бунина, мастерское владение
сокровищами русского языка, высокий
лиризм художественных образов,
совершенство форм его произведений.