Бунин вступил в литературу
стихами. Он говорил: «Я поэт больше, чем
писатель». Однако у Бунина поэт – это
человек особого взгляда на мир. Говоря
о его лирике, мы не можем четко различить
темы его поэзии, потому что поэзия и
проза у Бунина как бы идут рядом. Его
лирика – это совокупность тонких
тематических граней. В поэзии Бунина
можно различить такие тематические
грани, как стихотворения о жизни, о
радости земного бытия, стихотворения
о детстве и юности, об одиночестве, о
тоске. То есть Бунин писал о жизни, о
человеке, о том, что трогает
человека.
Одна из
таких граней – это стихотворения о мире
природы и мире человека. Стихотворение
«Вечер» написано в жанре классического
сонета. У Шекспира и у Пушкина сонеты о
любви, философские сонеты. У Бунина же
в сонете воспеты мир человека и мир
природы.
О счастье мы
всегда лишь вспоминаем.
А
счастье всюду. Может быть, оно
Вот
этот сад осенний за сараем
И
чистый воздух, льющийся в окно.
В
бездонном небе легким, чистым
кроем
Встает, сияет
облако. Давно
Слежу
за ним… Мы мало видим, знаем.
А
счастье только знающим дано.
Окно
открыто. Пискнула и села
На
подоконник птичка. И от книг
Усталый
взгляд я отвожу на миг.
День
вечереет, небо опустело,
Гул
молотилки слышен на гумне.
Я
вижу, слышу, счастлив. Все во мне.
Это
стихотворение говорит о том, что мы
гонимся за счастьем, ищем его, но не
осознаем, что оно вокруг нас («О счастье
мы лишь только вспоминаем…»). Люди не
всегда могут посмотреть на обычные вещи
необычным взглядом; они не замечают их,
не замечают счастья. («Мы мало видим,
знаем, а счастье только знающим дано»).
Но от зоркого взгляда поэта не ускользнет
ни облако, ни птичка, эти каждодневные
вещи, которые приносят счастье. Формула
счастья по Бунину выражена в последней
строке стихотворения: «Я вижу, слышу,
счастлив. Все во мне».
В
стихотворении доминирует образ неба.
В лирике Бунина небо – лейтмотив, оно
олицетворяет жизнь, оно необыкновенно
и вечно. Образ неба обрисован в
стихотворении «Раскрылось небо». В этом
стихотворении небо – центр размышлений
о жизни, но его образ взаимосвязан с
другими образами – дня, света, березы.
Они словно освещают все стихотворение,
береза придает ему белый атласный
свет.
Сухие листья,
запах пряный,
Атласный
блеск березняка…
О,
миг счастливый, миг обманный,
Стократ
блаженная тоска.
В этих
стихотворениях Бунин словно говорит
нам, что мир вокруг нас и дает нам
счастливые мгновения.
Бунин
классичен. Он вобрал в свое тв-во все
богатство русской поэзии ХIХ в. и нередко
подчеркивает эту преемственность в
содержании и форме. В стих-ии «Призраки»
он демонстративно заявляет: «Нет, мертвые
не умерли для нас!». Зоркость к призракам
для поэта равнозначна преданности
ушедшим. Но это же стих-е свидетельствует
о чуткости Бунина к новейшим явлениям
русской поэзии , об интересе его к поэтич.
интерпретации мифа, к передаче
иррационального, подсознательного,
грустно-музыкального. Отсюда – образы
призраков, арф, дремлющих звуков,
родственная Бальмонту
напевность.
Пленительная
красота поэмы «Листопад» осознается
читателем сразу же: он не может остаться
безучастным к этой поэтич. панораме
леса в пору его увядания, когда краски
меняются на глазах, и природа претерпевает
свое скорбно-неизбежное обновление.
Подкупает и тесная сращенность
нарисованных картин с фольклорными
образами русских сказок и поверий.
Отсюда – развернутое уподобление леса
огромному расписному терему со своими
стенами, оконцами и чудесной народной
резьбой. Лес прекрасен, но с грустной
очевидностью меняется, пустеет как
родной дом, гибнет, как весь сложившийся
годами уклад жизни. Как человек все
более отчуждается от природы, так и лир.
герой вынужден рвать нити, связывающие
его с родными пенатами, отчим краем,
прошлым. Такой подтекст лежит в основе
поэмы и формирует символический образ
Осени, чье имя пишется с большой буквы.
Она же называется «угасающей вдовой»
чье счастье, как и у лир. героя, оказ-ся
недолговечным. Это определяет
символико-философский хар-р
поэмы.
Поэзия любви
Бунина предвосхищает цикл рассказов
«Темные аллеи». Стихотворения отражают
разные оттенки чувств. Стихотворение
«Печаль ресниц сияющих и черных…»
проникнуто печалью любви, печалью
прощания с любимой.
Печаль
ресниц сияющих и черных
Алмазы
слез, обильных, непокорных,
И
вновь огонь небесных глаз, –
Счастливых,
радостных, смиренных
Все
помню я... Но нет уж в мире нас,
Когда-то
юных и блаженных!
Откуда
же являешься ты мне?
Зачем
же воскресаешь ты во сне,
Несрочной
прелестью сияя,
И
дивно повторяется восторг,
Та
встреча, краткая земная,
Что
бог нам дал и тотчас вновь
расторг?
Стихотворение
поделено на 2 строфы. В первой поэт
вспоминает свою любимую, ее образ до
сих пор живет в его глазах, сердце и
душе. Однако он с горечью понимает, что
они изменились, и ее, прежнюю, уже не
вернуть (это подчеркивается восклицанием:
«Но нет уж в мире нас, когда-то юных и
блаженных!»). Его нежность в описании
возлюбленной подчеркивают художественные
средства, такие как метафора («алмазы
слез», «огонь глаз», «печаль ресниц») и
эпитеты (ресницы сияющие, слезы непокорные,
глаза небесные).
Во
второй строфе лирический герой терзается
вопросами о том, почему она все же
приходит к нему во сне, вспоминает
восторг встречи с ней. Его раздумья
выражаются в стихотворении риторическими
вопросами, и ответа на них не
следует.
Стихотворение
«Что впереди?» насыщено атмосферой
счастья и спокойствия, что доказывают
строки
Что впереди?
Счастливый долгий путь.
Куда-то
вдаль спокойно устремляет
Она
глаза, а молодая грудь
Легко
и мерно дышит и чуть-чуть
Воротничок
от шеи отделяет -
И
чувствую я слабый аромат
Ее
волос, дыхания - и чую
Былых
восторгов сладостный возврат...
Что
там, вдали? Но я гляжу, тоскуя,
Уж
не вперед, нет, я гляжу назад.
Лирический
герой понимает, что впереди его ожидает
счастье с любимой, но о прошлом он думает
с грустью, не хочет его
отпускать.
Стихотворения
о любви раскрывают разные грани
чувства.
В поэзии
Бунина особо выделяют «звездную лирику»,
это средоточие тем неба, звезд, вечности
и красоты. Он писал великолепные ночные,
сумеречные стихи, словно наполненные
мерцанием. Это можно объяснить его
особенным восприятием мира. Бунин
говорил: «Не устану воспевать вас,
звезды». Одной из таких песен звездам
стало стихотворение «Сириус».
Где
ты, звезда моя заветная,
Венец
небесной красоты?
Очарование
безответное
Снегов
и лунной высоты?
Где
молодость простая, чистая,
В
кругу любимом и родном,
И
старый дом, и ель смолистая
В
сугробах белых за окном?
Пылай,
играй стоцветной силою,
Неугасимая
звезда,
Над дальней
моей могилою,
Забытой
богом навсегда!
Звезда
Сириус – белая, стоцветная, самая яркая
звезда на ночном небосклоне. В Древнем
Египте Сириус считали священной звездой.
В этом стихотворении переплетаются
восхищение любимой звездой и философские
размышления лирического героя. Звезда
– символ судьбы, она ассоциируется с
жизнью, молодостью, родиной. Бунин
считает звезду понятием философическим,
так как и у человека на земле, и у звезды
на небе есть высокая миссия – служить
вечной красоте.
Бунина,
как человека любознательного и
жизнелюбивого, привлекало время, прошлое
и настоящее. На эту тему у него есть ряд
стихотворений, самое яркое из которых
– «Кадильница». «В монастыре забытом»
... «давно потухшая, давным-давно пустая
лежит кадильница – вся черная внутри
от угля и смолы, пылавших в ней когда-то».
Кадильница – символ ушедшего прошлого.
Но ее черное дно говорит о том, что в ней
горел огонь, значит, в ней горела жизнь.
Во второй части стихотворения Бунин
делает призыв к самому себе, к своему
сердцу
Ты, сердце,
полное огня и аромата,
Не
забывай о ней. До черноты сгори.
То
есть автор призывает жить – гореть, как
горела древняя кадильница. В этом мы
видим стремление лирического героя
исполнить до конца миссию земного
пребывания.
Наряду с
такими вечными ценностями жизни, как
красота природа, любовь, добро, слияние
с окружающим миром, труд, неустанное
познание истины, есть, по Бунину, и еще
одна – владение родной речью, приобщение
к Письменам. В стих-ии «Слово» поэт
ставит это человеческое достояние как
особый, бессмертный дар. Это именно тот
«глагол», который может превратить
человека в бога, а поэта – в пророка.
Это именно та ценность, кот. «в дни злобы
и страданья, на мировом погосте оставляет
людям надежду на спасения.
Итак,
основные черты лир. поэзии Бунина –
стремлений к описат. подробности, яркость
конкр. деталей, классич. простота,
лаконизм, поэтизация вечных человеч.
ценностей, и в первую очередь – родной
природы. Богатство подтекста, частое
обращение к символике, тесная сращенность
с рус. прозой, в частности с повелистикой
Чехова; тяготение к философичному частые
переклички с собств. рассказами.тяготение
к философичному частые переклички с
собств. рассказами.