Сон... Во все времена состояние
сна вызывало у одних людей пристальный
интерес, у других — мистический ужас.
Сон — это отдых для уставшего человека,
но он может быть и самой страшной пыткой.
Ведь если человеку снятся кошмары, он
не может убежать, вырваться из леденящего
душу плена. Кстати, у некоторых народов
существуют поверье, что во время сна
душа покидает тело и витает в невидимых
мирах, где лицезреет разные видения,
иногда пророческие. Сон — это тонкая,
хрупкая грань между реальностью и
нереальностью, и в этом можно усмотреть
нечто мистическое. Отсюда и проистекают
все верования о вещих снах.
Но
во сне события часто искажаются, предметы
приобретают несвойственные им в реальной
жизни качества, свойства. Иногда мы
находимся под столь сильным впечатлением
от увиденного сна, что и в обычных вещах
начинаем видеть нечто загадочное, а
порой страшное. Это особенно ярко
проявляется в жизни обитателей Суходола,
некогда богатой, а теперь разорившейся
усадьбы. Все они видят сны, причем
одинаковые значения отводятся как снам
барышни Антонины Петровны, так и снам
дворовой девки Натальи. По статистике,
человек тратит на сон одну треть своей
жизни, но суходольцы явно превышают
этот показатель.
Разве
не сон — вся жизнь Татьяны? Надуманная,
а по прошествии лет кажущаяся приснившейся
история с молодым человеком, Войткевичем,
ее дневные истерики и, наконец, ночные
кошмары, где "змей иерусалимский душит”
ее. А змей — это дьявол. Эти кошмары
настолько измучили Танечку, что пришлось
пригласить колдуна Клима. Но разве он,
страшный, бормочущий, заклинающий ее
(опять-таки ночью!), не часть ночного
кошмара?
Впрочем,
"пришлось” — не то слово, ведь суходольцы
крайне суеверны: заветное черное
полотенце, ножницы для защиты от грозы,
странники и богомолки — неотъемлемые
атрибуты суходольской жизни. Характерно,
что молодая барыня, раньше не боявшаяся
грозы, тоже бежит в дом за ножницами при
первых раскатах грома Суходол, его
атмосфера поглощает ее, затягивает, так
же как и сон постепенно овладевает
уставшим человеком, и вот уже тяжелеет
голова, опускаясь на подушку, закрываются
глаза, и начинаются видения...
Говорят,
что уставший человек не видит снов. Но
Наталью посещают сновидения, зачастую
пророческие. Ведь козел, приснившийся
ей, бросающийся ей копытами на грудь, —
это предчувствие Юшки. Горящие глаза
животного, его непристойное возбуждение.
Козел — это тоже один из излюбленных
образов сатаны. И уже в ночь, когда
совершилось это ужасное преступление,
Наталья предчувствует все, что произойдет.
Почему же она не пытается противиться
судьбе? Да потому, что все случившееся
— это продолжение сна, реальное
продолжение, сон наяву. И пропадает
голос, и нельзя пошевелить ни рукой, ни
ногой.
В ночных кошмарах
это обычный "сюжет”. Значит, в Суходоле
сны так тесно переплетаются с реальной
жизнью, что их нельзя отличить друг от
друга. Может, виновато в этом незримое
присутствие дьявола (змей, козел)? Так
это или нет, но от неразрывной связи
реальности и сна жители Суходола
становятся неуравновешенными, нелогичными
в своих поступках, проявлениях души. От
этого сходит с ума Танечка Мне хочется
упомянуть один эпизод: Наталье помог
избавиться от бремени (воистину, тяжкого
бремени) пожар, охвативший Суходол. Был
или не был человек в красном жупане,
мелькнувший перед ней? Это тоже был сон
наяву. Но это единственный хороший сон
в Суходоле. Пламя — символ очищения.
Цвет пламени — красный. А человек этот
привиделся .лишь Наталье. О чем это
говорит? О том, что ее душа — самая чистая
среди душ остальных? Возможно... Души
других пламя не исцелило.
Я
вдумываюсь во все это, и мне становится
не по себе. Вот темнота медленно
подкрадывается к старому рассохшемуся
дому, заполняя постепенно все его углы
и щели, и суходольны погружаются каждый
в свой мирок сна, чтобы утром проснуться,
вернее, очнуться от физического состояния
сна, но не от сна души... А может быть,
старый темный дом — тоже сон? Может
быть, мне приснилась заброшенная
усадьба?..