|
Конспект и презентация "Урок-смотр знаний по русскому языку в 3 классе "Ваше Величество Слово&qКонспект и презентация "Урок-смотр знаний по русскому языку в 3 классе "Ваше Величество Слово"Урок русского языка в 3 классе. Закрепление знаний о составе слова и частях речи Цель: развивать интерес учащихся к русскому языку; умение логически мыслить; обобщить знания учащихся о частях слова, частях речи и членах предложения. I. Сообщение темы урока. Чистописание. Учитель: - Прежде, чем вы узнаете тему нашего урока, давайте поупражняемся в чистописании. Буквы пишите в строчку. 1). - Какие звуки чаще звучат в скороговорке? Семь суток сорока старалась спешила, себе сапоги сыромятные сшила. (Звуки [с’], [с]).
- Какой буквой они обозначаются на письме? (с)
- Запишите ее.
2). – Какая буква в алфавите стоит перед буквой п? (о)
- Запишите ее 2 раза.
3). – Назовите сонорную согласную, которая обозначает звуки [л], [л’].
- Запишите ее (л)
4). – Назовите парную согласную буквы ф и запишите ее (в).
- Какой ряд букв у вас получился?
(с о о л в)
- А теперь попробуйте собрать все эти буквы вместе в определенном порядке. Что у вас получилось?
Ученики: -Слово
Учитель: - Вот сегодня мы и посвятим ему, СЛОВУ, урок. Островой «Первородство» К словам привыкаешь день ото дня, А они первородного смысла полны... И когда я слышу: - Извини меня! - Это значит: - Исключи меня из вины! У слова цвет своего огня. Свое пространство. Свои рубежи. И когда я слышу: - Береги меня! Это значит: - Берегами меня окружи! У слова есть корни. И есть родня. Оно не подкидыш под сирым кустом. И когда я слышу: - Защити меня! - Это значит: - Спрячь меня под своим щитом! Вслушайся. Вникни. Не позабудь. У слова свой норов. Свое нутро. И если ты в эту проникнешь суть - Слово тебе сотворит добро.
- Последние строки этого стихотворения пусть станут девизом нашего урока. II. Группировка слов. (На доске запись) прилагательное I приставка II существительное I основа II
Учитель: - Разделите эти слова на две группы. Почему так разделили?
(I-части речи II- части слова)
III. Общие сведение о составе слова.
Учитель: - Давайте поговорим о составе слова. Какая связь между приставкой и основой?
Ученики: - Приставка входит в основу слова.
Учитель: - Какие части слова вы знаете?
Ученики: - Основа и окончание.
Учитель: - Что входит в основу слова?
- Какая часть слова (основы) самая главная?
IV. Упражнения в различии корня слова и подбор однокоренных слов.
Учитель: - Какое основное значение слова «корень»? Почему ученые использовали это слово для названия главной части слова? - Как найти в слове корень? (Ответы детей)
- Из одного корня вырастают кусты и даже целые заросли слов. Постарайтесь за минуту написать как можно больше родственных слов с корнем… А вот с каким корнем вы узнаете, отгадав загадку:
«Лежал, лежал, а весной в реку побежал».
Ученики: -Снег.
(Использую песочные часы) Учитель: - Выделите корень. Везде ли он одинаковый? Что вы заметили? Ученики: - Чередование г-ж. (Учащиеся читают составленные слова) Работа с чистоговоркой (Запись на доске)
(На) г…ре г…гочут гуси, (П…д) г…рой …гонь горит.
Учитель: - Какие орфограммы пропущены? Как их проверить? - Какие еще орфограммы встретились в словах? - Выпишите из чистоговорки слова с одинаковым корнем. - Какие слова вы выписали? Ученики: - Горе, горой, горит.
Учитель: - Родственные ли это слова? Ученики: -Нет, так как на горе и горой – это формы одного и того же слова, а горит и горой – разное значение, значит не родственные слова.
Учитель: - Докажите, что происходит словоизменение. - Подберите устно к словам группу родственных слов. V. Игры с приставками.
Учитель: - Что вы знаете о приставке как о части слова? Какую работу выполняют приставки?
Ученики: - Приставка – неизменяемая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. (Запись на доске)
дописать дождливый осиновый обереги Учитель: - Выпишите только слова с приставкой. - Какие слова вы выписали? Почему? Ученики: - Дописать, обереги.
VI. Обобщение знаний о суффиксах и окончаниях.
Учитель: - А какая еще часть слова выполняет ту же работу, что и приставка? Ученики: - Суффикс - тоже неизменяемая часть слова и служит для образования новых слов. Учитель: - А для чего служит окончание? - Чем окончание отличается от приставки и суффикса? Ученики: - Окончание – изменяемая часть слова. VII. Подбор слова к схеме. (слова на слайде) налетели круг катер кенгуру карандаш подарок корабли
Учитель: - Прочитайте слова внимательно. (закрываю запись)
- Кто вспомнит слово, которое разбирается по схеме (на слайде)
Ученики: - Подарок.
Учитель: - Давайте проверим.
- Из последних букв каждого слова составьте новое слово и разберите его по составу.
(Учащиеся объясняют последовательность разбора слова игрушки)
VIII. Обобщение знаний о частях речи.
(Запись на слайде беленький, побег, подарил)
Учитель: - Разберите слова по составу.
- На какие группы их можно разбить?
1). Есть суффикс, нет суффикса. 2). Есть приставка, нет приставки. 3). Основа совпадает со словом и не совпадает (есть окончание или нет) 4). По частям речи.
Учитель: - Как вы различите части речи?
Ученики: - По вопросу.
Учитель: - Какие части речи вы знаете? (Определения)
- Чем похожи слова?
Ученики: - Мужской род.
IX. Разбор предложений по членам предложения и частям речи.
(Запись на слайде)
Варкалось. Хливкие шарьки Пырялись по наве. И хрюкотали зелюки, Как мумзики, в мове. Учитель: - Разберем 1 и 2 предложения по членам предложения и частям речи.
- Дайте характеристику этим предложениям.
- Что вы можете сказать об этих членах предложения? (грамматическое значение слов). X. Подведение итогов. Учитель: - Что мы сегодня повторили? Ученики: - Состав слова, части речи, члены предложения. Учитель: - Какие слова называются синонимами? - Как называются слова с противоположным значением? Ученики: - Антонимы. Учитель: - Вот и подберите слова с противоположным значением в ответ на мои. Стихотворение Джона Чиарди «Еще одно эхо» Скажу я слово: - Высоко! А ты ответишь: - Низко (хором) Скажу я слово: - Далеко! А ты ответишь: - Близко (хором) Скажу тебе я слово: - Трус! Ответишь ты: - Храбрец! (хором) Теперь «начало» я скажу, Ну, отвечай: -Конец! (хором) Учитель: - И для нашего урока настал конец. Не ленитесь, старайтесь узнать как можно больше, и тогда каждый урок для вас будет интересным, а слово откроет вам еще массу своих секретов. |
Loading
|