|
Конспект и презентация к уроку биологии "Общая характеристика опорно - двигательной системы"Конспект и презентация к уроку биологии "Общая характеристика опорно - двигательной системы"Цель урока: дать общее представление о строении и функциях опорно-двигательной системы. Задачи: - обучающие: познакомиться с тканями образующими опорно-двигательную систему, частями, функциями и особенностями опорно-двигательной системы в процессе работы с мультимедиа презентацией; - развивающие: развитие умения наблюдать натуральные объекты и делать выводы из наблюдений, устанавливать причинно-следственные связи между строением и функциями; - воспитательные: продолжить воспитание ответственного отношения к своему здоровью и его сохранению на основе приобретенных знаний. Оборудование: распилы костей (раздаточный материал), таблицы "Строение костей и типы их соединений", "Скелетные мышцы", "Скелет", "Череп человека", мультимедиа презентация. Урок рассчитан на два спаренных учебных часа. СОДЕРЖАНИЕ, МЕТОДЫ, ПРИЕМЫ I. Проверка знаний.
II. Изучение нового материала 1. Состав и основные функции скелета: - беседа, работа со слайдом презентации и таблицами, запись схемы в тетради. Записи в тетради: Состав и основные функции скелета
- скелет - опора - мышцы - движение - защита - кроветворение. Материалы для учителя:
Одна из функций человеческого организма
- изменение положения частей тела,
передвижение в пространстве. Движения
происходят при участии костей, выполняющих
функции рычагов, и скелетных мышц,
которые вместе с костями и их соединениями
образуют опорно-двигательный аппарат.
Кости и соединения костей составляют
пассивную часть опорно - двигательного
аппарата, а мышцы, выполняющие функции
сокращаться и изменять положение костей
- активную часть. Функции: Опора. Скелет служит жестким, устойчивым к сжатию каркасом тела. Он помогает телу сохранять определенную форму, обеспечивая опору для всей его массы, противодействуя силе тяжести и поднимая тело над землей. Это облегчает передвижение по суше. Внутренние органы оказываются закрепленными и подвешенными к скелету. Защита. Эндоскелет (внутренний скелет) человека защищает внутренние органы. Черепная коробка обеспечивает защиту головного мозга и органов чувств (зрения, обоняния, равновесия и слуха), позвоночник - защиту спинного мозга, а ребра и грудина - защиту сердца, легких и крупных кровеносных сосудов. Движение. Скелет, построенный из жесткого материала, служит местом прикрепления мышц. При сокращении мышц части скелета работают как рычаги, и это приводит к различным движениям. Кроветворение. http://www.skeletos.zharko.ru/main/G121
2. Ткани, образующие О.-Д. систему.- актуализация и конкретизация знаний о тканях в процессе беседы, заполнение схемы в тетради на основе презентации. Костная ткань - разновидность соединительной ткани, ее роль в минеральном обмене веществ. Мышечная – разновидность скелетная, ее особенности. Записи в тетради: Строение ткани
3. Типы костей: круглые трубчатые и плоские губчатые. Особенности строения, обеспечивающая их прочность и легкость. Строение кости: наружное плотное и внутреннее губчатое вещество, надкостница. Функции надкостницы, плотного костного вещества и губчатого костного вещества. - рассказ учителя с демонстрацией таблицы, натуральных объектов, презентации, заполнение схемы с рисунком, выполнение ознакомительной лабораторной работы. Записи в тетради: Строение костей
Длинные трубчатые Короткие трубчатые Плоские Бедренная позвонки лопатка
Вопрос: Подумайте, какие особенности строения костей обеспечивают их рост?
Запись в тетради: За счет надкостница кость растет в толщину, а за счет хряща – в длину.
Лабораторная работа «Рассмотрение распилов костей» Задание: 1. Рассмотрите распилы костей, обратите внимание на строение головки кости и трубчатой части: - чем заполнены головки кости и трубчатая часть? - чем заполнены позвонки? - как расположены костные пластинки? - чем заполнено пространство между костными пластинками? 2. Сделайте необходимые записи.
Записи в тетради: В головках костей расположены костные пластинки, которые располагаются в направлениях наибольшего растяжения и сжатия. Пространство между ними заполнено красным костным мозгом- органом кроветворения. Трубчатая часть полая и заполнена желтым костным мозгом – тканью богатой жиром
Материалы для учителя Строение костей Скелет как опора несет большой груз: в среднем 60-70 кг (масса тела взрослого человека). Поэтому кости должны быть прочными. Кости выдерживают растяжение почти также, как чугун, а по сопротивлению на сжатие они вдвое превосходят гранит. Мягкие части кости не делают ее менее прочной. Клетки костной ткани живут как бы одной семьей, соединяясь друг с другом отростками, как мостиками. Кровеносные сосуды, пронизывая кость и доставляя костным клеткам питательные вещества и кислород, не снижают надежной твердости кости. Межклеточное вещество на 67% состоит из неорганических веществ, в основном из соединений кальция и фосфора. Различают компактное (плотное) и губчатое вещество. Компактное вещество образовано плотно прилегающими костными пластинками, формирующими сложно организованные цилиндрические структуры. Губчатое вещество состоит из перекладин (балок), образованных межклеточным веществом и расположенных дугообразно, соответственно направлениям, по которым кость испытывает давление силы тяжести и растяжение прикрепляющимися к ней мышцами. Цилиндрическое строение плотного вещества и делают ее прочной и упругой. В трубчатых костях повышению их прочности служат и различия в структуре по направлению от центра к концам. Трубчатая кость в центре отличается большей твердостью и меньшей эластичностью, чем на концах. По направлению к суставной поверхности структура трубчатой кости меняется от компактной к плотной. Такое изменение строения обеспечивает главную передачу напряжения от кости через хрящ на поверхность сустава. Снаружи кость одета надкостницей, которую пронизывают кровеносные сосуды, питающие кость. В надкостнице имеется много чувствительных нервных окончаний, сама же кость нечувствительна. Полость трубчатых костей заполнена красным костным мозгом, который в течение жизни заменяется желтым (жировой тканью). Форма костей Кости отличаются друг от друга по форме и строению. Выделяют кости трубчатые, плоские, смешанные и воздухоносные. Среди трубчатых костей различают длинные (плечевая, бедренная, кости предплечья, голени) и короткие (кости пясти, плюсны, фаланги пальцев). Губчатые кости состоят из губчатого вещества, покрытого тонким слоем компактного вещества. Они имеют форму неправильного куба или многогранника и располагаются в местах, где большая нагрузка сочетается с подвижностью (например, надколенник). Плоские кости участвуют в образовании полостей, поясов конечностей и выполняют функцию защиты (кости крыши черепа, грудина). Смешанные кости имеют сложную форму и состоят из нескольких частей, имеющих разное происхождение. К смешанным костям относятся позвонки, кости основания черепа. Воздухоносные кости имеют в своем теле полость, выстланную слизистой оболочкой и заполненную воздухом. Таковы, например, некоторые части черепа: лобная, клиновидная, верхняя челюсть и некоторые другие. Форма и рельеф костей зависят от характера прикрепления к ним мышц. Если мышца прикрепляется к кости с помощью сухожилия, то в этом месте формируется бугор, отросток или гребень. Если же мышца непосредственно сочетается с надкостницей, то образуется углубление. Рост костей В процессе роста человека кости растут в длину и толщину. Рост костей в толщину происходит за счет деления клеток внутреннего слоя надкостницы. В длину молодые кости растут за счет хрящей, расположенных между телом кости и ее концами. Развитие скелета у мужчин заканчивается к 20-25 годам, у женщин - в 18-21 год. http://www.skeletos.zharko.ru/main/G131
4. Химический состав костей. Влияние минеральных и органических веществ на свойства костей. Изменение химического состава костей с возрастом. - рассказ учителя с демонстрацией презентации Записи в тетради: Химические вещества костей
Органические Неорганические
5. Отделы скелета человека. – рассказ по модели скелета, таблице или слайду презентации, заполнение схемы в тетради Записи в тетради Отделы скелета
Материал для учителя Скелет верхней конечности: состоит из скелета свободной верхней конечности: плечевой кости, костей предплечья — локтевой и лучевой, запястья (8 косточек), пясти и фаланг пальцев. Скелет плечевого пояса: состоит из парных лопаток и ключиц. Скелет нижней конечности: состоит из и скелета свободной нижней конечности — бедренной кости, костей голени (большой и малой берцовой), костей стопы (предплюсна — 7 костей, плюсна и фаланги пальцев). Скелет тазового пояса: состоит из двух тазовых костей, каждая образовалась при сращении трех костей — подвздошной, седалищной и лобковой. http://aniavetisyan.volsk-sch11.edusite.ru/p54aa1.html 6. Типы соединения костей: неподвижные, подвижные, полуподвижные. - рассказ учителя с привлечением знаний учеников из курса физики по теме "Применение рычага". Записи в тетради Типы соединения костей
Сустав Полусустав Шов -подвижное -полуподвижное - неподвижное
Материал для учителя Соединения костей Способ соединения костей зависит от их функций. Различают непрерывные соединения, прерывные соединения (суставы) и полусуставы. Непрерывные соединения имеются между костями черепа, таза. Между соединяющимися костями расположена тонкая прослойка соединительной ткани или хряща. Соединения костей крыши и лицевого отдела черепа называют швами. Выделяют зубчатые швы, когда зубчатой формы край одной кости крыши черепа соединяется с аналогичным краем другой кости. Полусуставы также представляют собой хрящевые соединения, но в толще хряща имеется небольшая полость. К ним относятся соединения позвонков, лобковых костей. Небольшая подвижность этих соединений достигается при помощи хрящевых пластинок и упругих связок.
Суставы - непрерывные соединения костей, включающие следующие элементы: суставные поверхности костей, покрытые хрящом; суставную капсулу, или сумку; суставную полость; полостную жидкость. Сустав обычно укреплен связками. Суставная жидкость продуцируется клетками, выстилающими внутреннюю поверхность суставной сумки. Жидкость облегчает скольжение суставных поверхностей костей и служит питательной средой для суставного хряща. Количество полостной жидкости, заполняющей узкую щель между суставными поверхностями, очень невелико. Суставы различают по числу и форме суставных поверхностей костей и по возможному объему движений, т.е. по числу осей, вокруг которых может совершаться движение. Так, по числу поверхностей суставы подразделяют на простые (две суставные поверхности) и сложные (более двух). По форме - на плоские (межзапястные, запястно-пястные, предплюсно-плюсневые суставы), шаровидные (плечевой, тазобедренный), эллипсовидные (между затылочной костью и первым шейным позвонком) и т.д. По характеру подвижности различают одноосные (с одной осью вращения - блоковидные, например, межфаланговые суставы пальцев), двуосные (с двумя осями - эллипсовидные) и трехосные (шаровидные) суставы. http://www.skeletos.zharko.ru/main/G132
7. Виды повреждений скелета – беседа, запись схемы в тетрадь на основе презентации
Растяжение связок Вывих сустава Перелом: открытый и закрытый
8. Строение мышцы. – рассказ учителя, работа с учебником и презентацией, беседа, записи в тетради. Задание: Пользуясь текстом учебника Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. на стр. 51-52 найдите и выпишите основные части мышцы.
Записи в тетради Строение мышцы: - мышечные пучки и волокна; - соединительнотканная оболочка; - сухожилия; - кровеносные сосуды и нервы.
Формы мышц: веретенообразные, двуглавые, двубрюшные, лентовидные, двуперистые, одноперистые.
9. Группы мышц по расположению и функциям. – рассказ учителя, работа с учебником и презентацией, записи в тетрадь. Задание: На основе учебника Драгомилов А.Г., Маш Р.Д. на стр.52-54 найдите группы мышц по местоположению в теле человека и группы мышц, выделяемых по функциям. Запишите в виде схемы. Записи в тетрадь Группы мышц
По расположению По функциям
- мышцы головы - мимические - мышцы туловища - жевательные - мышцы конечностей - дыхательные
10. Особенности опорно-двигательной системы. – записи в тетрадь Записи в тетрадь Особенности:
Материал для учителя В связи с прямохождением: - стопа человека имеет сводчатую форму, - массивные пяточные кости; - нижние конечности массивнее верхних; - таз расширенный, чашевидный; - S-образный позвоночник имеет изгибы — два лордоза (изгибы, направленные вперед — шейный и поясничный) и два кифоза (изгибы, направленные назад — грудной и крестцовый); - грудная клетка расширена в стороны. В связи с трудовой деятельностью и развитием речи: - сформировалась рука с противопоставленным большим пальцем; - увеличился мозговой отдел черепа и появился подбородок.
III. Подведение итогов. IV. Домашнее задание: прочитать § 6, 10, выучить записи в тетради. |
Loading
|