"Незабываемое" в цикле рассказов И. А. Бунина "Темные аллеи"
"Незабываемое" в цикле рассказов И. А. Бунина "Темные аллеи"
Писательская судьба Ивана
Алексеевича Бунина — судьба удивительная.
При жизни он не был столь славен, как
Горький, о нем не спорили, как о Л.
Андрееве, не вызывал он столь разноречивых
— где шумно-восторженных, а где
безоговорочно осуждающих — оценок, как
символисты. В литературных и читательских
кругах с необычным единодушием он был
признан Мастером. Вторая
мировая война застала Бунина в Париже.
Бедность, равнодушие издательств
тягостно переносились Иваном Алексеевичем.
Вот как он сам говорит об этом: "Живу,
конечно, очень и очень плохо — одиночество,
голод, холод и страшная бедность..."
Единственное, что спасает, — это работа.
Да, создание цикла рассказов "Темные
аллеи" было для Бунина в военные годы
родником душевного подъема. Сам автор
считал произведения сборника, написанные
в 1937— 1944 гг., своим высшим достижением. Цикл
рассказов "Темные аллеи" критика
определила как "энциклопедию любви"
или, еще точнее, — энциклопедию любовных
драм. Любовь здесь изображается как
самое прекрасное, самое высокое чувство.
В каждом из рассказов ("Темные аллеи",
"Руся", "Антигона", "Таня",
"В Париже", "Галя Ганская",
"Натали", "Чистый понедельник";
сюда же можно отнести написанный до
"Темных аллей" рассказ "Солнечный
удар") показан момент высочайшего
торжества любви. Все рассказы в сборнике
сближает мотив воспоминаний о молодости
и родине. Все они вымышлены, что не раз
подчеркивал сам автор. Однако они все,
в том числе ретроспективная их форма,
вызваны состоянием души автора. "Какое
удивительное время — молодость! Жизнь
уходит быстро, и мы начинаем ценить ее
лишь тогда, когда все осталось позади",
— утверждает И. А. Бунин. Подобные моменты
возвращения к самому яркому, сильному
переживанию и воспроизведены в
цикле. Бунин пишет о
незабвенном, что оставило глубокий след
в человеческой душе. Нередко запечатлен
самый момент воспоминания, грустного
прикосновения к давно отшумев шей
радости. Ее дает любовь, а сохраняет на
всю жизнь особенная, чувственная память,
заставляющая с годами по-иному воспринимать
многое из того, что "осталось позади".
Однако убеждение Бунина в чистоте,
незамутненности, здоровой естественности
любви осталось неизменным. Правда, порой
в бунинском изображении любви преобладал
"земной", чувственный характер, но
это никогда не случалось за счет снижения
главной, духовной значимости любви.
Только в таком, своем качестве она
составляет самые лучшие мгновения
жизни. "Любовь — высший судья в
человеческих отношениях", — утверждает
Бунин. О книге "Темные
аллеи" автор написал в апреле 1947 г.:
"Она говорит о трагичном и о многом
нежном и прекрасном, — думаю, что это
самое лучшее и самое прекрасное, что я
написал в жизни". У
Бунина надо учиться, как проникновенно,
на самой высокой эмоциональной волне
выражать самое необыкновенное и
прекрасное чувство человека. Бунин не
интригует сложным сюжетом, он пробуждает
чувства лирическим монологом, исповедью.
То, о чем он тоскует, давно стало историей,
а то, как он умеет выразить чувство, —
это наше нетленное духовное богатство.
Эта грань духовного — незыблемость и
вечность России.