Идейно-художественное своеобразие книги Бунина «Темные аллеи»
Идейно-художественное своеобразие книги Бунина «Темные аллеи»
Книга «Темные аллеи» принадлежит
к шедеврам мировой литературы, писатель
работал над ней с 1937 по 1949 годы.
Судьба
книги была сложная, впервые она была
опубликована в 1943 году в Нью-Йорке
тиражом в 600 экземпляров (11 из 20 произведений
вошли в нее). Лишь в 1946 году выходит
парижское издание книги (38
произведений).
Для
Бунина тема любви и сопряженные с ней
темы жизни и смерти были основополагающими.
В его произведениях прекрасное и
трагическое были слиты воедино. Отвечая
на упреки критиков о натуралистичности
произведений, Бунин писал: «Содержание
их вовсе не фривольное, а трагическое».
Вся эта книга называлась по первому
рассказу «Темные аллеи». И все рассказы
этой книги только о любви, о ее темных
и, чаще всего, мрачных и жестоких
аллеях.
В рассказах
цикла «Темные аллеи» поэтические и
прозаические элементы синтезированы,
они постоянно взаимодействуют. Эта
книга является сложным жанровым
образованием с равнозвучностью эпического
и лирического начала. Эпическое начало
реализуется за счет сюжетного построения
произведения, динамика встречи,
расставания, а лирическое, как за счет
внутреннего монолога героя, так и за
счет обращения к самой теме любви,
актуализацию пейзажных описаний.
Произведения, вошедшие в цикл «Темные
аллеи», определяются как рассказы или
новеллы.
В основе
сюжета рассказа «Темные аллеи» лежит
встреча Николая Александровича и Надежды
на одной из «больших тульских дорог».
В тексте сталкиваются «две правды»:
Николая Александровича: «С годами все
проходит: любовь и молодость»; Надежды:
«Молодость у всякого проходит, а любовь
– нет». Н.А. «тридцать лет назад не смог
перешагнуть через свое положение», т.е.
через то настоящее, которое составляет
его жизнь, но судьба была строга к нему:
он не был счастлив; получается, что
настоящее человека определяется прошлым.
Надежда прожила всю жизнь с памятью о
том чувстве, которое ей было дано
испытать, но человек не может осознать
происходящее с ним в настоящем. Н.А.
думал, что «потерял в ней самое дорогое,
что нашел в жизни».
Движение
времени постоянно, но оно не властно
над памятью людей. Прошлое остается с
человеком, пока он жив, трагедия любого
в кратковременности его земного
существования, поэтому нужно ценить те
немногие счастливые моменты, которые
дарит жизнь.