Поэзия и трагедия любви в рассказе И. А. Бунина «Темные аллеи»
Поэзия и трагедия любви в рассказе И. А. Бунина «Темные аллеи»
Иван Алексеевич Бунин —
один из лучших писателей России. Его
первый сборник стихотворений вышел в
1881 году. Написаны рассказы "Танька”,
"На край света”, "Вести с родины” и
другие. В 1898 году выходит новый сборник
"Под открытым небом”. В 1901 году —
"Листопад”, получивший Пушкинскую
премию. К Бунину
приходят признание и популярность. Он
знакомится с Л. Н. Толстым, А. П. Чеховым,
М. Горьким. В начале 1900-х годов написаны
рассказы "Антоновские яблоки”, "Сосны”,
"Захар Воробьев” и другие. В них
запечатлена красота русской природы,
трагедия нищего, обездоленного народа,
разоряющихся дворянских усадеб. В
рассказах "Хорошая жизнь”, "Господин
из Сан-Франциско” и других раскрывается
жизнь городского дна с кабаками и
дешевыми номерами, мир человеческих
страстей. Октябрьскую
революцию Бунин воспринял как социальную
драму. В 1920 году эмигрировал во Францию.
Там он продолжает свою творческую
деятельность, создает автобиографический
роман "Жизнь Арсеньева”, рассказы
"Косцы”, "Лапти”, пишет цикл новелл
"Темные аллеи”. В
сборнике "Темные аллеи” главная тема
— любовь. И. А. Бунин показывает нам не
только светлые, но и темные стороны
любви, что символизирует и само название
сборника. Возьмем для примера открывающий
его одноименный рассказ. Сюжет его
прост. Старик генерал приезжает на
почтовую станцию в Тульскую губернию
и встречает свою возлюбленную, с которой
не виделся тридцать пять лет. Он не сразу
узнает Надежду, ныне — хозяйку постоялого
двора, где когда-то произошла их встреча.
А узнав, внезапно выясняет, что все эти
годы она любила его одного. Генерал
Николай Алексеевич пытается оправдаться
перед Надеждой, что столько лет не
навещал ее: "Все проходит, мой друг...
Любовь, молодость — все, все. История
пошлая, обыкновенная. С годами все
проходит. Как это сказано в книге Иова?
"Как о воде протекшей будешь вспоминать”.
Но больно уж неуклюжи, неискренни эти
объяснения. И Надежда мудро отвечает
постаревшему генералу: "Что кому Бог
дает, Николай Алексеевич. Молодость у
всякого проходит, а любовь — другое
дело”. Бунинский герой не верит: "Ведь
не могла же ты любить меня весь век!”
Однако оказывается, что могла. И Надежда
"с недоброй улыбкой” укоряет своего
возлюбленного: "Очень бессердечно вы
меня бросили, сколько раз я хотела руки
на себя наложить от обиды от одной, уж
не говоря обо всем прочем”, хотя и
сознает, что "поздно теперь укорять”.
Генерал как будто не испытывает раскаяния:
"А! Все проходит. — Все забывается”.
Но на самом деле Надежда права: "все
проходит, да не все забывается”. И
Николай Алексеевич так и не смог забыть
свою первую любовь. Напрасно молил он:
"Уходи... Уходи, пожалуйста”. И неожиданно
проговаривается: "Лишь бы Бог меня
простил. А ты, видно, простила”. Выясняется,
что не простила. Надежда не простила
его, она признается: "Как не было у меня
ничего дороже вас на свете в ту пору,
так и потом не было. Оттого-то и простить
мне вас нельзя”. И Николай Алексеевич
вынужден как бы извиняться, оправдываться
перед бывшей возлюбленной: "...Никогда
я не был счастлив в жизни, не думай,
пожалуйста. Извини, что, может быть,
задеваю твое самолюбие, но скажу
откровенно, — жену я без памяти любил.
А изменила, бросила меня еще
оскорбительней,-чем я тебя. Сына обожал,
пока рос, каких только надежд на него
не возлагал! А вышел негодяй, мот, наглец,
без сердца, без чести, без совести...
Впрочем, все это тоже самая обыкновенная
пошлая история”. Нам
понятно, что старая любовь сохранилась,
что герои рассказа по-прежнему любят
друг друга. Когда генерал уезжает, он
признается сам себе: "Разве неправда,
что она дала мне лучшие моменты жизни?”
Судьба мстит ему за измену первой любви.
Счастья в семейной жизни Николай
Алексеевич так и не обрел. Он понимает,
что упустил данный ему когда-то шанс.
Когда кучер рассказывает генералу, что
хозяйка постоялого двора дает деньги
в рост и хотя и справедлива, но "крута”:
не отдал вовремя — пеняй на себя, генерал
проецирует эти слова на свою несложившуюся
жизнь. И герой размышляет: "Да, пеняй
на себя. Да, конечно, лучшие минуты... Но,
Боже мой, что же было дальше? Что, если
бы не бросил ее? Какой вздор! Эта самая
Надежда не содержательница постоялого
двора, а моя жена, хозяйка моего
петербургского дома, мать моих детей?”
Сословные предрассудки в свое время
помешали будущему генералу соединить
свою судьбу с простолюдинкой. Но любовь
к ней не ушла из его сердца и мешала
обрести счастье с другой женщиной,
мешала достойно воспитать сына. Измена,
совершенная в молодости Николаем
Алексеевичем, подсознательно преследовала
его всю жизнь.