Энциклопедией любовных
драм можно назвать "Темные аллеи” –
книгу рассказов о любви, созданную в
годы второй мировой войны (1937-1944).
В
годы тяжких испытаний, в годы жестокости
и страданий, которые принес человечеству
фашизм, Бунин напоминал людям о любви,
о самом прекрасном, значительном и
высоком, что есть в жизни.
Писатель
показывает нам не только светлые, но и
темные стороны любви, что символизирует
и само название сборника.
Рассказ
"Ворон”… Главные герои: отец, сын,
восьмилетняя сестра Лиля и бедная
девушка, дочь одного из мелких подчиненных
отца…
Нет, совсем не
бедная… Она столько богатства привнесла
в казенную квартиру видного чиновника.
" Точно солнце засияло вдруг в нашей
прежде столь мертвой квартире,- всю ее
озаряло присутствие юной, легконогой
девушки”, - отмечает молодой человек
(сын), прибывший на каникулы. Да и отец
за обедами неузнаваем стал, вместо
тяжелого, угрюмого, молчаливого,
холодно-жестокого, грубо-черноволосого,
большеносого, совершенного ворона, стал
шутить, усмехаться при виде за обедом
любезной Елены Николаевны.
Молодая
же девушка была бесконечно счастлива
тем, что так хорошо устроилась тотчас
после гимназии, появлением в доме
сверстника.
Вскоре
молодые люди полюбили, друг друга и не
было, не единого дня без ежечасных встреч
то в гостиной, то в зале, то в коридоре,
даже в кабинете отца – этих коротких
встреч и отчаянно-долгих, ненасытных и
уже нестерпимых в своей неразрешимости
поцелуев…
Отец,
естественно, взаимное влечение сына и
служанки почувствовал. Он тоже влюблен
в это худенькое, белокурое сокровище.
Он уже намекал за обедом, что Леночке
весьма бы шло к лицу платье черного
атласу с зубчатым, стоячим воротом,
унизанным мелкими брильянтами… или
шубка темно-синего бархату и венецианский
берет. А сыну в то же время пророчил
лишение наследства.
И
впрямь "ворон”. Что тут
скажешь?
Трагический
намек…
Но в молодости
любящим ничто не помеха. Об этом
свидетельствует страстное признание
Елены Николаевны: "Боже мой, когда ж
это кончится! Скажи же, наконец, ему, что
ты любишь меня, что все равно ничто в
мире не разлучит нас”.
"Я
прижал ее всю к себе, потянул к дивану,-
мог ли я что-нибудь соображать, помнить
в ту минуту?”
Но на
пороге кабинета стоял отец и глядел на
пылких влюбленных.
Радоваться
бы надо счастью сына!
Да
не тут-то было.
Срочный
вызов в кабинет и высылка в деревню по
этапу с предупреждением: "Видеть ее до
отъезда никак не надейся. Все, любезный
мой, иди”.
Пришлось
подчиниться воле отца…
А
любовь?
Всякая настоящая
любовь – великое счастье, даже если она
завершается разлукой.
Молодой
человек не опустился, а осенью поступил
в Петербург в министерство иностранных
дел и написал отцу, что навсегда
отказывается не только от его наследства,
но и от всякой помощи.
Казалось
бы, вот и счастью пора состояться. Наш
герой умен, независим, любим – да вот
отец родной помеха: во фраке, сутулясь,
вороном с прелестной молоденькой женой,
на шейке у нее огнем сверкал рубиновый
крестик… и в платье из пунцового
бархата…
Своровал,
как черный ворон добычу, отец счастье
у сына, да и у молоденькой Елены
Николаевны.
Вот они
"темные”, мрачные и жестокие бунинские
аллеи.
Теперь так о
любви не пишут. В современных книгах,
по телевизору, в кино все примитивно,
грубо. И никакой любви, никакого
счастливого замирания сердец…
Читая
Бунина, осознаешь, что даже несчастная
любовь есть величайшее счастье. Ведь
счастлив же наш герой, увидев ее, свою
любовь, в партере Мариинского театра…