Восприятие мира ребенка взрослым в рассказе И. Бунина "Цифры"
Восприятие мира ребенка взрослым в рассказе И. Бунина "Цифры"
Рассказ И. Бунина "Цифры"
нужно читать два раза: один раз в детстве,
второй тогда, когда у читателя у самого
появятся дети.
Такой
тонкий анализ детской психологии,
сложных нитей, связывающих взрослых и
детей, как в этом рассказе, говорит о
глубоком понимании природы детства.
Дети
и взрослые — люди разной расы. Они живут
вместе, на одном пространстве, пользуются
словами одного языка, но редко понимают
друг друга. Бунин показал трагедию
такого непонимания. Человек, вырастая,
странным образом забывает о своем
детстве. Он помнит события, но уже не
может вернуться к детскому взгляду на
них. Взрослые, обладающие умом и чувством
справедливости, понимают это и пытаются
как бы заново учить язык детства.
В
рассказе "Цифры" автор дает две
точки зрения на один и тот же конфликт
дяди и маленького племянника. Он точно
описывает свои чувства в момент конфликта,
подробно объясняет детали происходящего
и одновременно анализирует ситуацию
как бы из другого времени, когда он смог
понять мотивы своих и чужих поступков,
дать им правильную оценку. С горечью
говорит он о своей гордости, раздражении,
которое погасило радость маленького
мальчика. Бунин находит точные эпитеты,
передающие эмоциональность племянника,
его любознательность, энергию, живой
характер. И беспощадно анализирует свое
поведение, не пытаясь прикрываться
словами о воспитании, о том, что детей
нельзя баловать. Да, эти слова произносятся
в рассказе и автором, и мамой, и бабушкой,
но в контексте рассказа все эти теории
выглядят издевательством над таинственным
процессом познания мира.
Грустно,
что человека много лет мучит воспоминание
и стыд за свою ошибку. Но ведь большинство
.взрослых даже не задумываются, как
много боли они мимоходом причиняют
детям, как мало настоящей любви и желания
понять другого в их отношениях. Рассказ
Бунина "Цифры" ненавязчиво, но
твердо подводит к выводу: настоящее
воспитание — это воспитание счастьем.
Важно только понять, что делает ребенка
счастливым, и не подменять воспитание
давлением и навязыванием своих взглядов
на жизнь и счастье.