Тема Великой Отечественной
войны стала на долгие годы одной из
главных тем литературы XX века. Причин
тому много. Это и осознание тех ничем
невосполнимых потерь, которые принесла
война, и острота нравственных коллизий,
которые возможны лишь в экстремальной
ситуации (а события войны — это именно
такие события), и то, что из советской
литературы надолго было изгнано всякое
правдивое слово о современности. Тема
войны оставалась порой единственным
островком подлинности в потоке надуманной,
фальшивой прозы, где все конфликты,
согласно указаниям "свыше”, должны
были отражать борьбу хорошего с лучшим.
Но и правда о войне пробивалась нелегко,
что-то мешало сказать ее до конца.
Сегодня
ясно, что невозможно понять события тех
лет, человеческие характеры, если не
учитывать, что 1941-му году предшествовали
страшный 1929-й год — год "великого
перелома”, когда за ликвидацией
"кулачества как класса” не заметили,
как ликвидировано было все лучшее в
крестьянстве, — и, может быть, еще более
страшный 1937-й год.
Одной
из первых попыток сказать правду о войне
стала повесть В. Быкова "Знак беды”.
Повесть эта стала этапной в творчестве
белорусского писателя. Ей предшествовали
его произведения о войне: "Обелиск”,
"Сотников”, "Дожить до рассвета” и
другие. После "Знака беды” творчество
писателя обретает новое дыхание,
углубляется в историзм, прежде всего в
таких произведениях, как "В тумане”,
"Облава”.
В центре
повести "Знак беды” — человек на войне.
Не всегда человек идет на войну, она
сама порой приходит в его дом, как это
случилось с двумя белорусскими стариками,
крестьянами Степанидой и Петроком
Богатько. Хутор, на котором они живут,
оккупирован. В усадьбу являются полицаи,
а за ними — и фашисты. Они не показаны
В. Быковым жестокими и зверствующими,
просто они приходят в чужой дом и
располагаются там как хозяева, следуя
идее своего фюрера, что всякий, кто не
ариец, — не человек, в его доме можно
учинить полный разор, а самих обитателей
дома — воспринимать как рабочую скотину.
И поэтому так неожиданно них то, что
Степанида не готова подчиниться им
беспрекослсвно. Не позволить себя
унижать — вот исток сопротивления этой
немолодой женщины в такой драматической
ситуации. Степанида — сильный характер.
Человеческое достоинство — вот главное,
что движет ее поступками. "За свою
трудную жизнь она все-таки познала
правду и по крохам обрела свое человеческое
достоинство. А тот, кто однажды почувствовал
себя человеком, никогда уже не станет
скотом”, — так пишет В. Быков о своей
героине. При этом писатель не просто
рисует нам этот характер, — он размышляет
об истоках его формирования. Задумываясь
над смыслом названия повести, вспоминаешь
строки из стихотворения А. Твардовского,
написанного в 1945 году: "Перед войной,
как будто в знак беды...” То, что творилось
еще до войны в деревне, стало тем "знаком
беды”, о котором говорит Быков.
Степанида
Богатько, которая "шесть лет, не жалея
себя, надрывалась в батрачках”, поверила
в новую жизнь, одной из первых записалась
в колхоз — недаром ее называют сельской
активисткой. Но вскоре она поняла, что
нет той правды, которую она искала и
ждала, в этой новой жизни. Опасаясь
подозрения в потворстве классовому
врагу, именно она, Степанида, бросает
гневные слова незнакомому мужчине в
черной кожанке: "А справедливость не
нужна? Вы, умные люди, разве не видите,
что делается?” Не раз еще пытается
вмешаться Степанида в ход дела, заступиться
за арестованного по ложному доносу
Левона, отправить Петрока в Минск с
прошением к самому председателю ЦИК. И
всякий раз ее сопротивление неправде
натыкается на глухую стену. Не в силах
изменить ситуацию в одиночку, Степанида
находит возможность сохранить себя,
свое внутреннее чувство справедливости,
отойти от того, что творится вокруг:
"Делайте что хотите. Но без меня”.
Именно в предвоенных годах следует
искать источник формирования характера
Степаниды, и не в том, что она была
колхозницей-активисткой, а в том, что
сумела не поддаться всеобщему упоению
обманом, пустыми словами о новой жизни,
сумела не поддаться страху, сумела
сохранить в себе человеческое начало.
И в годы войны оно определило ее поведение.
В финале повести Степанида погибает,
но погибает, не смирившись с судьбой, а
сопротивляясь ей до последнего. Один
из критиков заметил иронически, что
"был велик урон, нанесенный Степанидой
армии врага”. Да, видимый материальный
урон не велик. Но бесконечно важно
другое: Степанида своей гибелью
доказывает, что она — человек, а не
рабочая скотина, которую можно по корить,
унизить, заставить подчиниться. В
сопротивлении насилию проявляется та
сила характера героини, которая как бы
опровергает смерть, показывает читателю,
как много может человек, даже если он
один, даже если он в безвыходной
ситуации.
Рядом со
Степанидой Петрок показан как характер
если не противоположный ей, то, во всяком
случае, совсем иной — не активный, а
скорее робкий и мирный, готовый к
компромиссу.
Бесконечное
терпение Петрока основано на глубоком
убеждении, что можно с людьми поговорить
добром. И лишь в конце повести этот
мирный человек, исчерпав весь запас
своего терпения, решается на протест,
открытый отпор.
Народная
трагедия, показанная в повести В. Быкова
"Знак беды”, раскрывает истоки подлинных
человеческих характеров.