«Война с чрезвычайной быстротой образует новые характеры людей и ускоряет процесс жизни…» (по повест
«Война с чрезвычайной быстротой образует новые характеры людей и ускоряет процесс жизни…» (по повести В. Быкова "Карьер")
Повесть «Карьер» принадлежит
перу известного писателя Василя Быкова.
Тема Великой Отечественной войны,
которая раскрыта в этом произведении,
для автора не нова. Он обращался к ней
в раннем творчестве (повести «Сотников»,
«Альпийская баллада», «Обелиск»). Этому
же периоду в истории нашего государства
были посвящены и более поздние
произведения, например, повесть «Полюби
меня, солдатик…», опубликованная в 1996
году. Внимание писателя
к этой теме объясняется тем, что война,
по его мнению, с особой остротой обнажает
в человеке самое сокровенное, «выворачивает,
высвечивает то, что в обычной ситуации
никогда, возможно, не обнаружилось
бы». У большинства
произведений В.Быкова заголовок несет
идейную нагрузку. Не является исключением
и повесть «Карьер». На первый взгляд
может показаться, что заголовок связан
лишь с местом действия. Ведь именно в
карьере, спустя многие годы (действие
происходит в наше время), ведет раскопки
главный герой – участник войны Павел
Петрович Агеев. Он старается узнать
правду о том, что случилось здесь в годы
Великой Отечественной войны. Но слово
«карьер» символично - это пропасть,
разделяющая настоящее и прошлое, честь
и предательство, любовь и равнодушие.
На какой стороне карьера каждый из
героев – вот основная проблема, которую
решает автор.
Произведение получает философское
звучание. Оно не ограничено одной темой:
здесь и глубокие раздумья автора о
смысле жизни, и рассказ о разных
человеческих судьбах и характерах, и
рассуждение о долге солдата, и полное
лиризма повествование о красивой, но
трагической любви, и размышление о
взаимоотношениях отцов и детей, и попытка
разрешить проблему, зачем нужно помнить
о событиях, давно ставших историей.
В произведении несколько временных
пластов. Одним из основных художественных
приемов, к которым прибегает автор,
является прием ретордации: в произведении
много монологов героев, в которых они
рассказывают о своей жизни. Это позволяет
читателю заглянуть в прошлое, найти
объяснение тому, что происходит
сейчас. И все-таки
основа повести – рассказ о том, что
происходит в маленьком городке,
захваченном фашистами. Война – всеобщая
трагедия. Тесно переплетая судьбы людей,
она меняет их: кто-то начинает видеть в
каждом прохожем врага, а для кого-то
любой соотечественник становится
близким человеком, которому можно
доверять, которого нельзя бросить в
беде. Раненый Агеев,
выйдя из окружения, находит приют в доме
Барановской. В образе этой женщины автор
показал по-настоящему сильный характер.
Ее убеждения не могут измениться, потому
что они выстраданы, незыблемы. Она
попадья. Но ее взгляды лишены религиозного
фанатизма: «Верить в бога – вовсе не
значит прилежно молиться или соблюдать
обряды. Это скорее – иметь бога в душе.
И поступать соответственно. По совести,
то есть по-божески». Ее доброта, вера в
лучшее противопоставлены жестокости
и разрушительной силе войны. Барановская
уверена, что «людей надо делить не по
сословной и классовой принадлежности,
не по профессиям и должностям, а на
добрых и злых и что на одного доброго в
жизни приходится десять злых». У этой
пожилой женщины трагическая судьба.
Она потеряла единственного сына. Но
горе не ожесточило ее сердца. Душа
Барановской открыта для людей. Попавшему
в трудную ситуацию Агееву она помогает
и относится к нему, как к сыну. Мы
ничего не знаем о дальнейшей судьбе
этой женщины, автора больше волновало
то ,какую роль она сыграла в жизни
главного героя: благодаря ей Агеев
понял, что людям надо доверять, что
человек должен о ком-то заботиться.
Возможно, поэтому и встречает Павел
свою настоящую любовь. «Она была
худенькая, среднего роста, с коротко
стриженными светлыми волосами, в
выгоревшем на солнце сарафане, с
обнаженными до плеч руками,»- так
описывает автор Марию в день их знакомства.
В портрете девушки что-то детское,
наивное, незащищенное. Любовь, вспыхнувшая
в душе Павла, стала смыслом его
существования. Она помогает ему по-новому
увидеть мир, окружающих его людей. Яркое,
неожиданное чувство преображает главного
героя: «она заронила в его омраченную
душу» желание выжить. «Оба они словно
забыли, где находились, забыли, что в
мире шла большая война и какая опасность
угрожала каждому». Самое главное теперь
для Павла –найти выход из сложившейся
ситуации, «спасти ее и себя от вплотную
надвигающейся колесницы уничтожения».
Они стараются не говорить о будущем, о
том, что их ждет завтра. Но от реальности
не уйти: идет война, и Агеев, как солдат,
обязан выполнить свой долг перед Родиной.
Автор ставит своего героя перед сложным
выбором. Чтобы
установить связь с партизанами, кто-то
из них двоих вынужден пойти на станцию,
а значит, подвергнуться смертельному
риску. Раненый, он сразу вызовет подозрение
полиции, а отправить Марию он боится.
Ситуация осложнена и тем, что Мария ждет
ребенка. Агеев медлит, «отодвигая тот
самый последний момент, когда перерешить
будет уже поздно». И все-таки выбор
сделан: на задание отправится Мария.
Василь Быков не дает нам точного ответа,
что произойдет с девушкой: будет
расстреляна вместе со всеми попавшими
в руки фашистов партизанами или ей
удастся чудом спастись. Для него важно
другое: как поведет себя Павел Агеев,
взявший на себя ответственность за
принятое решение. Волей судьбы Агеев
выживет. Пройдут годы. Многие события,
произошедшие в жизни героя повести,
зарубцуют боль прошлого, но память,
совесть приведут его к тому карьеру,
где в годы войны были расстреляны его
товарищи. И с немым упорством он будет
искать ответ на вопрос, что же произошло
тогда, лежит ли на нем вина за смерть
любимой женщины и их еще не родившегося
ребенка. Композиционно
произведение построено так, что временные
пласты перемешаны, действие происходит
то в прошлом, то в настоящем. Это позволяет
автору поднять еще одну проблему:
взаимоотношение отцов и детей. Агеев в
жизни одинок, несмотря на то что у него
есть семья. Жена почти ничего не знает
о его прошлом, сын «поинтересовался
как-то его наградами и, когда отец показал
ему орден Красной Звезды, презрительно
хмыкнул: у родителя его друга, служившего
в годы войны в большом штабе, было пять
орденов…» Сын Павла Петровича не может
понять отца, по его мнению, «не стоит
бередить зажившие раны». Он убежден,
что в поступках Агеева старшего «нет
логики». И действительно, что можно
изменить сегодня, спустя полвека? Автор,
казалось бы, не дает ответа и на этот
вопрос: ведь разгадка не найдена. Но
всем повествованием В. Быков утверждает:
«За все надо платить- за хорошее и плохое,
которые так крепко повязаны в этой
жизни». Муки совести – наказание герою
за то, что за свою жизнь он « заплатил
ЕЮ» за это и «был жестоко наказан, потому
что ОНА была послана ему для счастья, а
не для искупления». Наверное это еще
одна разгадка того, что же влечет Агеева
в прошлое: он ищет свое утраченное
душевное равновесие, право на счастье.
Найдет ли?..