«Акустика. История Аквариума — том I», четвёртый «естественный» альбом группы «Аквариум».
По утверждению Бориса Гребенщикова, тот, кто слышал «Акустику», может считать, что он знает «Аквариум» и что альбом хорош тем, что в нём «всё встало так, как мы на самом деле играли».
Альбом «Акустика. История Аквариума — Том 1» стал сборником песен, которые группа исполняла на домашних концертах конца 70-х — середины 80-х годов, а потому успели ранее уже разойтись по стране в виде самопальных записей чудовищного качества, с разным набором песен и вариаций — даже «канонических вариантов» было несколько. Причём альбом «Электричество. История Аквариума — Том 2» вышел раньше «Акустики». Весь материал «Акустики» был записан в 1981 году, в 82-м добавилась песня «Контрданс», но большая задержка с его выходом получилась из-за шумов — в изначальной версии альбома между песнями был записан шум воды. Борис Гребенщиков об альбоме:
Здесь увековечены те песни, которые игрались на акустических домашних концертах Аквариума в 78—86 гг. На концертах они, естественно, звучали много непосредственнее — зато на записи в каждой песне играют только те инструменты, которые там нужны.
На концертах же все всегда играли одновременно, создавая характерный для тогдашнего Аквариума весёлый бардак. Писалось все это одновременно с «Треугольником» и «Электричеством» весной, летом и осенью 81-го. Но несколько песен записано ещё раньше, во время первой героической попытки Тропиллы осуществить звукозапись Аквариума в самом сердце врага — прямо на Мелодии («Иванов» и пр).
Так был на долгие года установлен генеральный принцип Аквариума — если есть студия, имеет смысл проводить в ней все свободное время, и что-то интересное случится само собой. Вообще-то, все наши лучшие записи всегда бывали сделаны в стороне от «обязательной работы», в качестве развлечения. Внеконцептуально, как сказали бы некоторые.
Из всех песен «Аквариума» для альбома
были выбраны вещи, исполнение которых
не требовало особых технических
эффектов — максимум два-три инструмента.
Время написания песен никакого значения
не имело — некоторым композициям
было несколько лет, другим — несколько
месяцев.
«С той стороны зеркального
стекла» пришла из одноимённого
альбома 1976 года. «Держаться корней»
была написана на рок-фестивале в Тбилиси —
в местной гостинице её пели хором
приехавшие музыканты. Песни «Моей
звезде», «Укравший дождь», «Почему не
падает небо» и «Сталь» входили в
совместный с Майком Науменко альбом Все
братья — сёстры. «Граф Гарсия» был
написан прямо в студии во время записи
«Треугольника», но в тот альбом не
попал.
На передней обложке альбома
разместился разрушенный дворец, стоящий
на маленьком островке напротив Каменного
острова, мимо которого бегал Гребенщиков,
занимавшийся в то время кунг-фу.
В записи приняли участие:
БГ
В. Гаккель
М. Файнштейн
Андрей Романов
О. Першина
А. Кондрашкин
И. Воропаев
С. Курёхин
Список композиций из последнего переиздания альбома в рамках проекта «Антология». Музыка и тексты во всех песнях — БГ, кроме специально отмеченных:
Держаться корней (3:21)
С той стороны зеркального стекла (3:16)
Сталь (3:48)
25 к 10 (2:46)
К друзьям (0:55) (Б.Гребенщиков — А.Гуницкий)
Десять стрел (2:19) (Ю.Дышлов — Б.Гребенщиков)
Почему не падает небо (1:51)
Граф Гарсия (1:14) (Б.Гребенщиков — А.Гуницкий)
Нам всем будет лучше (2:41)
Иванов (3:24)
Второе стеклянное чудо (1:53)
Моей звезде (1:40)
Укравший дождь (2:04)
Песня для нового быта (2:32)
Бонус-треки присутствуют на диске «Антология — IV. Акустика»; «Глядя в телевизор» и «Золотых лошадей» — также на двух первых переизданиях альбома.
Глядя в телевизор (3:18)
Сонет (3:53) (Б.Гребенщиков — А.Гуницкий)
Золотых лошадей (2:29) (Б.Гребенщиков, С.Курёхин — Б.Гребенщиков)
Контрданс (3:56)