|
Конспект и презентация к уроку литературного чтения "Сказки, которые знают все"; 2 классКонспект и презентация к уроку литературного чтения "Сказки, которые знают все"; 2 классКонспект урока литературного чтения во 2 классе по УМК «Классическая начальная школа» Тема: Сказки, которые знают все. Цель: знакомство с некоторыми фактами биографии А.С. Пушкина. Задачи: 1. Познакомить с некоторыми фактами из биографии писателя, закрепить знание сказок писателя. 2. Способствовать развитию памяти, внимания, мышления, умения рассуждать. 3. Воспитывать усидчивость, терпение, культуру общения: умение слушать товарища, высказывать свое мнение. Тип урока: урок закрепления знаний. Оборудование: мультимедийная презентация «Сказки, которые знают все», карточки для лото для каждого ученика, по 6 фишек, мешочек с карточками с вопросами. Подготовка к уроку: детям дается задание вспомнить и перечитать сказки А.С. Пушкина. Ход урока.
Проверка готовности к уроку.
- У Лукоморья дуб зеленый; Златая цепь на дубе том: И днем, и ночью кот ученый Все ходит по цепи кругом; Идет направо – песнь заводит, Налево – сказку говорит… - Ребята, кто написал эти строки? (Александр Сергеевич Пушкин.) (Слайд 3)
- Верно! Трудно найти человека, который не знал бы произведений А.С. Пушкина. С детства мы слышим и читаем его сказки и стихотворения, в более старшем возрасте знакомимся с поэмами, повестями, романами.
III. Факты из биографии А.С. Пушкина. - Александр Сергеевич Пушкин родился 26 мая (6 июня) 1799 года в Москве. Отец Пушкина – Сергей Львович – был потомком знатного рода. (Слайд 4)
- Он очень любил литературу, был дружен со многими писателями и поэтами того времени. Мать Пушкина – Надежда Осиповна –, урожденная Ганнибал – внучка «арапа Петра Великого», была образованна, остроумна, хороша собой. В семье Пушкиных всего было пятеро детей. В живых остались трое – Александр, Ольга и Лев. (Слайд 5)
- О некоторых фактах из жизни Александра Сергеевича Пушкина нам сегодня расскажут ребята. (Подготовленные учащиеся рассказывают сообщения.) 1 ученик: С детства маленький Саша любил читать и перечитал множество книг. (Слайд 6)
«Чтение – вот лучшее учение», - любил повторять Пушкин. Благодаря книгам, он знал литературу. Эта любовь сохранилась на всю жизнь. 2 ученик: Когда Саше исполнилось 5 лет, его бабушка купила маленькое подмосковное село Захарово. (Слайд 7)
- Именно здесь на берегу реки поэт читал книги. Перед сном он часто слушал сказки. А рассказывала их ему няня – Арина Родионовна Матвеева – крепостная Пушкиных. (Слайд 8)
3 ученик: Именно Арина Родионовна передавала Саше волшебные сказания русской старины, знакомила с русской речью. (Слайд 9)
- Многие сказки Пушкин записывал в уже более взрослом возрасте, присказки, пословицы использовал в своих сказках.
IV. Сказочное лото по сказкам А.С. Пушкина. - Вот и мы сегодня поговорим с вами о сказках А.С. Пушкина. Вернее, вспомним их. Сколько сказок Пушкина вы знаете? («Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о попе и его работнике Балде», «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».) - Молодцы. Сейчас мы поиграем в «Сказочное лото». (Слайд 10)
У каждого из вас есть карточка и 6 фишек. Я буду читать вам задания, а вам нужно будет найти правильный ответ у себя на карточке. Если нашли – закрывайте фишкой. Кто первым закроет все фишки, тот и победитель! Примерная карточка для игры.
(Учитель достает из мешочка карточку с вопросом. Зачитывает. Дети отвечают. Тот, у кого есть ответ, закрывает фишкой.) Вопросы: 1. «За морем царевна есть, Что не можно глаз отвесть. Месяц под косой блестит, А во лбу звезда горит.» О ком это говорится? (Царевна-лебедь) 2. «Жил-был поп, Толоконный лоб. Пошел поп по базару Посмотреть кой-какого товару. Навстречу ему Балда Идет, сам не зная куда.» Из какой это сказки? («Сказка о попе и его работнике Балде») 3. «Отпусти ты, старче, меня в море, Дорогой за себя дам откуп, Откуплюсь, чем только пожелаешь.» Кто так говорил? (Золотая рыбка) 4. «Царь с царицею простился, В путь-дорогу снарядился, И царица у окна Села ждать его одна.» Какая сказка так начинается? («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях») 5. «Чуть опасность где видна, Верный сторож как со сна Шевельнется, встрепенется, К той сторонке обернется И кричит: «Ки-ри-ку-ку! Царствуй, лежа на боку!» Про кого это говорится? (Золотой петушок) 6. «В синем небе звезды блещут. В синем море волны хлещут. Туча по небу идет, Бочка по морю плывет. Словно горькая вдовица Плачет, бьется в ней царица, И растет ребенок там Не по дням, а по часам.» Из какой сказки отрывок? ( «Сказка о царе Салтане») 7. «Буду служить тебе славно, Усердно и очень исправно В год за три щелка тебе по лбу. Есть же мне давай вареную полбу.» Назовите имя героя, который произносил эти слова. (Балда) 8. «Вот проходит восемь дней, А от войска нет вестей. Было ль, не было ль сраженья, Нет Дадону донесенья. Петушок кричит опять. Кличет царь другую рать.» Из какой сказки эти строки? («Сказка о золотом петушке.») 9. «За невестою своей Королевич … Между тем по свету скачет. Нет как нет! Он горько плачет. К красну солнцу наконец Обратился молодец!..» Про какого героя этот отрывок? (Королевич Елисей) 10. «Долго у моря ждал он ответа, Не дождался, к старухе воротился. Глядь: опять перед ним землянка; На пороге сидит его старуха, А перед нею разбитое корыто.» Как звали этого героя? (Старик) 11. «Видит: весь сияя в злате, Царь… сидит в палате На престоле и в венце С грустной думой на лице; А ткачиха с поварихой, С сватьей бабой Бабарихой Около царя сидят И в глаза ему глядят.» Как звали царя? (Царь Салтан) 12. «Сын подумал: добрый ужин Был бы нам, однако, ужин. Ломит он у дуба сук И в тугой сгибает лук.» Назовите имя этого героя. (Князь Гвидон) 13. Как звали царя в «Сказке о золотом петушке»? (Царь Дадон) 14. Как звали царицу из «Сказки о золотом петушке»? (Шамаханская царица) 15. «Дурачина ты, простофиля! Выпросил, дурачина, корыто! Воротись ты к рыбке; Поклонись ей, выпроси уж избу.» (Старуха) 16. «Свет мой, зеркальце! Скажи, Да всю правду доложи: Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее?» Кто произносил эти слова в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»? (Семь богатырей) 17. У кого жила царевна из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях» в лесу? (У семи богатырей) 18. От чего уснула царевна из «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»? (Яблоко) 19. «Она песенки поет Да орешки все грызет, А орешки не простые, Все скорлупки золотые, Ядра- чистый изумруд.» Кто грызет орешки? (Белка) 20. «Где-то вздуется бурливо Окиян, подымет вой, Хлынет на берег пустой, Расплеснется в шумном беге И очутятся на бреге, В чешуе, как жар горя… Кто? (33 богатыря) 21. «Все красавцы молодые, Великаны удалые, Все равны, как на подбор, С ними дядька… Кто? (Черномор)
V. Итог урока. - Ребята, сегодня мы говорили о замечательном русском писателе Александре Сергеевиче Пушкине. Что вы о нем запомнили? (Ответы детей.) - У каждого возраста свой Пушкин. Для вас он пока поэт-сказочник. В дальнейшем вы узнаете много нового и интересного о его творчестве. Его именем названы улицы, города, площади, библиотеки, школы, парки. Ему поставлено много памятников. (Слайд 11)
Список использованной литературы
|
Loading
|