Тех, которые, мало заботясь о
славе. Были первыми
в каждом бою. Знали мы ... Ю.
Друнина
"Каждый
художник приходит в искусство прежде
всего с правдой собственного опыта, с
собственным пониманием и объяснением
мира”, — писал Василий Владимирович
Быков. Великой школой жизни стала для
будущего писателя война, на которую он
попал совсем молодым и достойно прошел
ее испытания. Оставшись живым, Быков
хочет рассказать миру об увиденном,
пережитом и выстраданном. Военная тема
стала почти единственной в его
творчестве. В своих
военных повестях Василий Владимирович
создает широкую галерею человеческих
характеров, через которые раскрывает
многогранность народного подвига в
годы Великой Отечественной войны.
Писатель показывает незаметных, рядовых
участников войны, которые своим героизмом
и самоотверженностью приближали Великую
Победу. Быкову интересны
люди с несгибаемой волей, стойкие и
сильные духом. Не всегда это крепкие
физически, богатырского сложения герои.
Скорее наоборот: маленькая и ладная
Зося Норейко ("Пойти и не вернуться”),
больной, простуженный, страдающий от
сильного кашля Сотников ("Сотников”),
прихрамывающий на одну ногу Алесь
Иванович Мороз ("Обелиск”) — обычные
люди, волей судьбы оказавшиеся перед
выбором: или — или. И постепенно писатель
дает психологическое обоснование их
героическим поступкам. Они живут по
законам установленного ими порядка,
где нельзя лгать, подличать, идти на
компромисс с совестью. Они прекрасно
знают, что потом уже трудно будет
оставаться человеком. А для лучших
героев Быкова жить — это значит не
поступаться главным, во что верил, что
ставил во главу угла, чему учил других.
Именно поэтому выбирает смерть Сотников,
идет в немецкий плен к своим ученикам
Мороз, не соглашается на "счастье с
Антоном” Зоська Норейко. Писателю
интересна психология подвига: как
человек, превозмогая природу самосохранения,
"добровольно” соглашается на смерть,
отстаивая свои принципы. Как правило,
герои Быкова немногословны. Буднично
и обреченно, стойко и без колебаний они
выбирают единственно возможный для них
путь — смерть, если невозможна жизнь
"по их законам правды”. Но
Быков не был бы до конца честным, если
бы не показал другую сторону войны —
малодушие и предательство. Разными
путями приходят к нему его герои: Рыбак
("Сотников”) и Антон ("Пойти и не
вернуться”), Каин ("Обелиск”) и Колонденок
("Знак беды”), но всегда этот путь
заканчивается тупиком. Антон чувствовал,
что "война загоняла его в тупик, из
которого не было выхода”. И
если лучшие герои писателя как бы
восходят к вершинам своего духа, умирают
во имя будущего, торжества правды и
свободы, то предатели, все больше погрязая
в убийствах и грабежах, стараются
заглушить жалкие угрызения совести. Уже
с петлей на шее Сотников видит глаза
мальчонки, который непременно доживет
до конца войны, запомнит все увиденное,
не допустит его повторения. А
Рыбак бесславно, не выдержав своей
подлости, гибнет в собственной петле.
Это его не спасет. Все видели, как он
вешал товарища. Это мальчонка тоже
запомнит: кровь предателя не смывает
его греха. Прочитав
однажды, повести В. Быкова невозможно
забыть. Они правдивы и своеобразны,
показывают войну без прикрас, обнажая
ее страшную суть. Его повести, как
правило, не имеют "счастливых концов”,
герои гибнут, но такова логика войны.
Невозможно быть счастливым и безмятежным,
когда кругом льется кровь твоих
соотечественников. Повести
В. Быкова, к сожалению, стали актуальными.
Сколько новых "горячих точек” появилось
на карте мира! Писатель-гуманист призывает
задуматься над ценностью человеческой
жизни, над невосполнимостью людских
потерь.