Тема войны — почти единственная
в творчестве большого художника Василия
Владимировича Быкова. Он совсем молодым
ушел на фронт, провоевал всю войну,
вернулся сложившимся человеком и
талантливым писателем. В. Астафьев
назвал В. Быкова правофланговым в шеренге
ровесников — сподвижников по литературе,
одним из тех писателей-фронтовиков,
которые "заставили и других писать
лучше”. Одной из
лучших повестей Быкова является
"Обелиск”, написанная в 1972 году. Она
рассказывает о замечательном человеке,
учителе из Сельца — Морозе Алесе
Ивановиче. Незаметный, ничем не
примечательный внешне, этот человек
по* степенно завоевывает симпатию
читателей своими серьезными поступками,
добросовестным отношением к делу и
ученикам. С ребятами у Мороза складываются
дружеские отношения. В школе Алесь
Иванович не гнушался никакой работы.
Если школе нужны были дрова, он пилил
их с ребятами; добыл книги на русском
языке в брошенной панской усадьбе, а
потом читал и объяснял ребятам "Войну
и мир” Толстого. Мороз видит в своих
учениках будущих личностей; понимает
пользу и необходимость учебы, поэтому
отстаивает каждого ученика. Маленьких
Ольгу и Лену Удодовых учитель провожает
домой через лес. Алесь Иванович, может
быть, был не так образован, как другие
учителя, но он имел прекрасную душу и
доброе сердце. Недаром
Павел Миклашевич предпочел жить не
дома, где его обижали, а у учителя. Мороз
сумел отстоять право ребенка сделать
свой выбор. Ученики любили и уважали
своего учителя, хотя никогда не говорили
ему об этом в лицо. Коля
Бородич не уехал в пятый класс и ходил
повторно в четвертый, лишь бы в Сельце.
Мороз "спас” Бородича от суда, когда
тот осквернил католический храм, взяв
вину на себя. Алесь Иванович "доложил
начальству, будто все это результат его
не совсем продуманного воспитания”. А
тут и война пришла. Мороз и при немцах
остался в школе работать, детей учить,
говоря: "Плохому я не научу. А школа
необходима, не будем учить мы — будут
оболванивать они. А я не затем два года
очеловечивал этих ребят, чтобы их теперь
расчеловечили. Я за них еще поборюсь.
Сколько смогу, разумеется”. Понял
Ткачук, бывший заведующий РОНО, что
работает Мороз "если не на наше нынешнее,
так на будущее. Ведь будет и у нас будущее.
Должно быть”. Вокруг
Мороза сколотилась группа ребят: Коля
Бородич, Павел Миклашевич, Тимка и Остап
Кожаны, Смурный Николай и Смурный Андрей.
Они хотели защитить своего любимого
учителя от полицая Каина, но без оружия
ребята были обречены. Они подпилили
основы моста, полицейские отделались
легким испугом, а ребята оказались в
тюрьме. Партизаны ничем помочь не могли.
Тогда Мороз добровольно ушел к ребятам,
чтобы в тюрьме поддержать дух воспитанников.
"Он им ничего о себе не сказал. Только
подбадривал. Говорил, что жизнь
человеческая несоразмерна с вечностью
и пятнадцать лет или шестьдесят — все
не более чем мгновение перед лицом
вечности... их будут помнить, и уже это
должно быть для них высшей наградой —
самой высокой из всех возможных в мире
наград”. Когда повели всех на расстрел,
Мороз сумел спасти Павла
Миклашевича. Учитель
до конца оставался со своими учениками,
видя свой долг в том, чтобы достойно
умереть, коль он не сумел их
уберечь. Повесть имеет
кольцевую композицию. Автор использует
"рассказ в рассказе”, прием, придающий
достоверность повествованию. Очевидец
рассказывает о событии, которое сам
пережил. Мы верим Ткачуку, его объективному
взгляду на поступок учителя Мороза.
Сейчас трудно поверить, что было время,
когда честного, самоотверженного
человека могли оклеветать подонки, а
доказать правду было невозможно. Повесть
В. Быкова "Обелиск” — предупреждение
нам, что зло легче предотвратить, чем
остановить, когда оно уже возникло.