Тема Великой Отечественной войны в повести Василя Быкова
Тема Великой Отечественной войны в повести Василя Быкова
Тема Великой Отечественной
войны еще долго будет тревожить умы и
сердца русских людей. Слишком большую
цену заплатила наша страна за свою
победу. Но кто завоевал эту победу:
полководцы ил простые солдаты? Можно
ли сохранить человечность в нечеловеческих
условиях? Все ли участники войны –
герои? Как ведут себя разные люди в
ситуации смертельного испытания? Эти
и подобные вопросы ставят и решают в
своих произведениях многие современные
авторы.
Развитие
фронтовой темы, начиная с конца 60-х –
начала 70-х годов шло по двум основным
направлениям: создания широких
исторических полотен-«панорам» (К.
Симонов «Живые и мертвые», И. Стаднюк
«Война», А. Чаковский «Блокада») и
погружения в микрокосм войны, в интимную
сферу размышлений и эмоций солдата (А.
Адамович «Из огненной деревни», С.
Алексиевич «У войны не женское лицо»,
В. Астафьев «Пастух и пастушка», Ю.
Бондарев «Берег», В. Быков «Сотников»,
В Распутин «Живи и помни»). Достижениями
первого направления стали расширение
исторического пространства и времени,
широкий спектр представлений о месте
и роли человека на войне, глубина
постижения «мысли народной». Второе
направление проникнуто интересом к
рядовому труженику войны, желанием
увидеть героическое в повседневном,
вниманием к нравственным корням
противостояния людей на войне.
Писатель Василь Быков в своих произведениях
осмысливает исторические события и
поступки людей уже по прошествии многих
лет после окончания войны. Временной
диапазон позволяет ему философски
подходить к истории страны, к роли
личности и народа в том или ином событии.
Стремясь всесторонне осветить правду
о войне, Быков показывает человека в
экстремальных жизненных ситуациях. Это
те ситуации, в которых решается вопрос:
человек ты или «тварь дрожащая».
Именно на размышлениях и переживаниях
главного героя построена повесть Василя
Быкова «Дожить до рассвета», в которой
все поступки лейтенанта Ивановского
логично вытекают из его размышлений,
воспоминаний, чувствований и болевых
ощущений. Глубоко нравственный молодой
лейтенант страдает от безнравственности
своих командиров, от их поступков,
приведших к поражениям и гибели бойцов,
тут же вспоминает он свои собственные
неблаговидные поступки, стыдится их,
пытается искупить вину своей борьбой
с оккупантами и просто своей кровью.
Понимая свой долг мужчины, солдата,
перед Родиной, Ивановский пытается
выполнить боевую задачу ценой собственной
жизни, оградив людей от гибели. Не его
вина, а его беда, что смерть его повлекла
за собой смерть всего одного
солдата-захватчика. Пафос произведения
заключается в прославлении мужества
нашего народа, ценой собственной жизни
спасшего Родину.
Трагические и героические повести
Василя Быкова «Сотников»(1970), «Обелиск
(1972), «Волчья стая» (1974) последовательно
разрабатывает тему народного и
национального самосознания, духовного
осознания личностью своей причастностью
к деяниям Истории.
Эстетические достоинства книг Василя
Быкова заключается в возросшем, если
сравнить с произведениями военных лет
писателей старшего поколения, мастерстве
создания человеческих характеров, в
пластичности художественного образа.
Отсюда тяготение писателя к форме
внутреннего героя, к сложной манере
несобственно-прямой речи, возрастание
роли подтекста.
Минувшая война обострила
национально-историческое, социальное
самосознания народа, поэтому проблема
осмысления пути, пройденного нашим
народом, раскрытия основных закономерностей
общественного прогресса была и остается
волнующей, и, скорее всего, тема эта еще
долго будет находить свое отражение в
отечественной художественной литературе.