Писатель Василь Быков известен
нам как правдивый, искренний рассказчик
о человеческой судьбе в годы Великой
Отечественной войны. Тема войны является
основной в его творчестве. Большую
известность получили такие его повести,
как "Альпийская баллада”, "Третья
ракета”, "Сотников”, "Карьер”. Но в
творческом багаже писателя есть и
другая, не менее значимая по своей
драматичности тема: судьба крестьянства
в период коллективизации. Она затрагивает
одну из самых сложных, болезненных
проблем истории нашей страны и находит
отражение в повести "Облава”.
Действие
этого произведения вводит нас в жизнь
белорусской деревни середины тридцатых
годов. Уже прошла коллективизация,
создан колхоз, раскулачены и выселены
так называемые кулаки, а на самом деле
— крепкие хозяева. Один из них — Федор
Ровба. Это человек, убежденный в том,
что крестьянин — истинный хозяин земли.
От Советской власти получил он земельный
надел, усердно работал на этой земле,
наградой за что был хороший урожай.
Хозяйство Ровбы процветало и приносило
немалую прибыль. Вскоре он приобрел
молотилку, которой пользовалась вся
округа, а платили, кто сколько может.
Федор не использовал свою машину ради
личной наживы. Но жил он в достатке, это
его и погубило.
В
районные власти поступает донос на
Федора с предложением принять меры к
"новому богачу”. Его написал один из
завистливых соседей, активист комбеда,
который задолжал Ровбе за молотьбу. И
именно этот донос становится поводом
для раскулачивания Федора. Главный
герой был задавлен непосильными налогами,
которые привели его к разорению. Но
кроме того, по понятиям местных
руководителей, Федор был врагом народа.
В тот момент ему надо было бежать из
деревни, куда глаза глядят, но он не
может. Ведь этот человек корнями врос
в родную землю, в свой дом, в свою усадьбу.
Да еще и сын Миколка, будущее которого
было неясно. Федор не хотел опрометчивым
поступком мешать его служебной
карьере.
Но вот до
деревни дошла волна раскулачивания. И
несмотря на то, что семья Федора уже
бедствовала, не сумев рассчитаться с
государством, Ровбу все же признали
кулаком.
С женой и
маленькой дочкой Федор был сослан на
север. Работал на лесозаготовках, не
имея возможности хоть как-то уберечь
от бед и болезней жену и дочь. С этого
момента жизнь героя пошла под откос,
одна трагедия следует за другой: сначала
жену хоронит в мерзлой северной земле,
а затем и дочку не может спасти от беды
и недобрых людей.
Федор
остается один. И сейчас все его мысли
направлены в сторону родного края, и он
задумывает бежать во что бы то ни стало.
Хоть не сразу ему это удается, но в конце
концов мечта становится реальностью,
герой оказывается в дорогих сердцу
местах. Он сам толком не знает, зачем
вернулся, но какая-то необъяснимая сила,
как магнитом, тянула его к тем просторам,
где он рос, трудился, где росли его дети,
где был он когда-то счастлив. Хоть ничего
не осталось от его прежней усадьбы, но
Федор безошибочно мог бы найти то место,
где она стояла. Но вся беда этого человека
заключается в том, что не мог он просто
так подойти к знакомому месту, пройтись
по деревне, посмотреть людям в глаза,
потому что советская пропаганда сделала
этого человека классовым врагом.
Односельчане Федора считали его
преступником.
И именно
то, что бывшие соседи стали врагами, для
него было больнее всего.
Голодный,
измученный, он бродит вокруг родной
деревни, хочет узнать, какова она, новая
жизнь. Случайный разговор с незнакомым
стариком, встреченным на опушке леса,
убеждает его, что дела в колхозе идут
неважно: кормов не хватает, урожаи
бедные, пережили страшный голод, замучены
налогами. Да зачем что-то говорить, если
Федор и сам видит, как работают крестьянские
женщины на колхозном картофельном поле.
Так за что же тогда он пострадал? Ведь
несчастья Ровбы не стали основой для
зажиточной и радостной жизни других
людей...
Но самое
страшное было впереди. Федор и не
догадывался, что его ожидает в краю
родном. Он все-таки попался на глаза
односельчанам, и те поднялись против
него, устроили облаву, как на какого-то
дикого зверя. Из города приехали
милиционеры, районные активисты во
главе с его родным сыном Миколкой. Федора
окружили со всех сторон, загнали в угол,
оставив ему единственный путь — в
болотные топи.
Но
болотная глушь по сравнению с яростью
преследовавших его людей казалась не
такой страшной. Федор в их глазах перестал
быть человеком, ведь эти люди уже не
живут по человеческим законам. У них
своя правда, свои лозунги, свои законы,
навязанные государством. Революционная
идеология вытравила в этих людях лучшие
чувства, заставила забыть их свое
прошлое. Сложившиеся годами жизненные
устои разрушены. И Федор не хочет быть
своим среди людей, которые утратили
нравственные ценности, покорно поддавшись
влиянию зловещей силы в лице государства.
Он знает, что там, в болоте, его погибель.
Но он также осознает и то, что не вернется
к тем людям, с которыми у него нет ничего
общего. Возвращение назад равносильно
для него нравственной гибели. Трясина
поглотила Федора вместе с его болью.
Мы
видим, как остро В. Быков переживает
судьбу своего народа, принимая близко
к сердцу страдания людей. Автор правдиво
отражает в своем произведении трагические
события 30-х годов, показывает
несправедливость по отношению к
труженикам земли, а также те социальные
разногласия, которые привели к тяжелым
последствиям в судьбах людей.