|
ИнфляцияСодержание [ скачать работу ] Введение Сущность
и причины инфляции, её виды и формы. Механизмы открытой инфляции.
Показатели
измерения уровня инфляции. Заключение. Тест
Список
использованной литературы Введение Как экономическое явление инфляция существует уже длительное время. Считается, что она появилась чуть ли не с возникновением денег, с функционированием которых неразрывно связана. Слово
инфляция ( от латинского inflation – вздутие) впервые был употреблён в Северной
Америке в период гражданской войны 1861-1865 гг. Что
такое инфляция? Инфляция – это повышение общего уровня цен. Наиболее общее
определение инфляции – переполнение каналов обращения денежной массой сверх
потребностей товарооборота, что вызывает обесценение денежной единицы и
соответственно рост товарных цен. Однако и эту трактовку нельзя считать полной. В
то же время не все цены повышаются при инфляции. Даже в периоды довольно
быстрого роста инфляции некоторые цены могут оставаться относительно
стабильными, а другие падать. Действительно, одним из главных больных мест
инфляции является то, что цены имеют тенденцию подниматься очень неравномерно.
Одни подскакивают, другие поднимаются более умеренными темпами, а третьи вовсе не поднимаются. Инфляция
сложное социально-экономическое явление, порождаемое диспропорциями
воспроизводства в различных сферах рыночного хозяйства. Она представляет собой
одну из наиболее острых проблем современного развития экономики во многих
странах. Инфляция
проявляется в обесценивании денег по отношению к товарам и иностранным валютам,
сохраняющим стабильность. Цель данной курсовой работы –
инфляция как макроэкономическое явление. Необходимо решить следующие
задачи: -
раскрыть сущность и причины инфляции, характеризуются её виды и формы; -
раскрыть сущность механизмов открытой инфляции; -
определить показатели измерения уровня инфляции, приводятся её формулы. Теоретические положения,
излагаемые в данной курсовой работе
подтверждаются их иллюстрациями: -
графиками; -
формулами; -
данными статистики ( таблицы, схемы, диаграммы). Сущность и причины инфляции, её виды и формы. Инфляция – это дисбаланс между совокупным спросом и совокупным предложением, то есть повышение общего уровня цен, а не цены какого-то отдельного товара на рынке. Следует
помнить также, что к инфляции приводит не всякий рост цен. На последний могут
оказать влияние изменения в динамике производительности труда, циклические и
сезонные колебания, структурные сдвиги в экономике и попытки её слишком активного
регулирования со стороны государства, непродуманная налоговая политика,
перепады рыночной конъюнктуры. Рассмотрим динамику инфляции в России за 2000-2007 год на рисунке 1.<.....> 3.Появление крупных институтов частной власти в лице крупнейших фирм и транснациональных корпораций, с одной стороны, и профсоюзов – с другой. Любой монополист или олигополист заинтересован в создании дефицита (сокращении производства и предложения товаров), который позволяет ему поддерживать высокий уровень цен. Аналогичным образом действуют и профсоюзы, ссылаясь на необходимость поддержания жизненного уровня своих членов. Таким образом, их совместные усилия заставляют цену и зарплату двигаться только вверх. 4.Экономика
становится все более сервисно ориентированной. Производительность труда в сфере
услуг при этом растёт медленнее, чем в производстве товаров, что, впрочем, не
сказывается на оплате труда занятых в ней работников. 5.Действие
механизмов индексирования доходов. Последние существенно меняют принципы
функционирования экономики. Более высокие цены теперь не удерживают
потребителей от покупок, а делают их ожидания и позиции гораздо более
агрессивными. Правительство, руководствуясь благой целью обеспечения социальной
стабильности и сдерживания рецессии, удовлетворяют растущие требования
маргинальных слоёв общества и тем самым фактически «смазывает» тормозные
башмаки инфляции. 6.
Нерациональная структура экономики. Если в стране значительную долю
производства занимает военно-промышленный комплекс, то это значит, что на рынок
выходят значительные денежные суммы, получаемые работниками данной сферы. В
тоже время продукция ВПК на внутренний рынок не поступает, и возникает
несоответствие между спросом и предложением. Аналогичная ситуация возникает при
неоправданном увеличении отраслей первого подразделения. Существует
несколько видов инфляции. Прежде всего те, которые выделяют с позиции темпа
роста цен (первый критерий), т.е. количественно: Ползучая (умеренная) инфляция, для которой
характерны относительно невысокие темпы роста цен, примерно до 10% или
несколько больше процентов в год. Такого рода инфляция присуща большинству
стран с развитой рыночной экономикой, и она не представляется чем-то необычным.
Так, если диапазон ползучей (умеренной) инфляция в 70-е годы в США и Западной Европе
оцениваются от 3 до 10 %, то в 80-е – в пределах 4-6 % в год. В таких условиях
сохраняется стоимость денег, и поэтому для предпринимателей отсутствует риск
заключения контрактов в текущих ценах. В
таблице 1 показаны темпы роста потребительских цен в промышленно развитых
странах мира, динамика которых в последнее десятилетие укладывается в рамки
умеренной инфляции [3, с. 318]. Таблица 1 – Рост потребительских цен, %.
Продолжение
таблицы 1 – Рост потребительских цен, %.<.....> Галопирующая инфляция (рост цен на 20—2000% в год). Такие высокие темпы в 80-х гг. наблюдались, к примеру, во многих странах Латинской Америки, некоторых странах Южной Азии. Такая инфляция вызывает беспокойство населения и предпринимателей, приводит к стремлению избавиться от денег путем покупки товаров и недвижимости, с целью сохранения реальной стоимости активов. Она заставляет банки отказывать в предоставлении ссуды с фиксированным процентом, а предпринимателей – не заключать контракты на основе индексации. Этот вид инфляции можно проиллюстрировать с помощью показателей динамики цен в странах Восточной Европы в таблице 2 [ 7, с. 319]. Таблица 2 – Показатели динамики цен в странах Восточной Европы, %.
Продолжение таблицы 2 – Показатели динамики в странах
Восточной Европы, %.
<.....> Рисунок 2 – Инфляция (индекс потребительских цен) в Аргентине, Недавний
рекорд принадлежит Никарагуа: за период гражданской войны среднегодовой прирост
цен достигала 33000%. Наиболее
ошеломляющим в истории является пример гиперинфляции в Венгрии в В
Германии в 1923 году цены выросли более чем в триллион раз. На этом примере
обычно иллюстрируется эффект, который получил название бегство от денег. Оно
представляет собой стремление сэкономить на реальных остатках, достигающее
значительных масштабов в случаях, когда из-за быстрой инфляции хранение денег
становится дорогим делом. Динамика этого процесса показана в таблице3 [ 4, с.
647] Таблица 3 – Реальные денежные остатки во время гиперинфляции в Германии.
Гиперинфляция ускоряет финансовый крах, депрессию и общественно-политические беспорядки. <.....> |
Loading
|