Произведения от Великой
Отечественной войне, рассказывая о
грозных, трагических событиях, заставляют
нас понять, какой дорогой ценой была
завоевана победа. Они учат добру,
человечности, справедливости. Книги о
войне — это нерукотворный памятник
советским воинам, в жестокой схватке с
врагом победившим фашизм
Война
1941-1945 годов уже стала для нас историей.
Мы узнаем о ней по книгам, фильмам, старым
фотографиям, воспоминаниям тех, кому
посчастливилось дожить до Победы. О ней
писали участники и очевидцы тех
трагических событий. И сейчас эта тема
продолжает волновать писателей, которые
открывают в ней новые аспекты и
проблемы.
Повести В.
Быкова о минувшей войне по-прежнему
волнуют, читаются с неослабевающим
интересом, потому что проблемы, затронутые
в них, всегда актуальны и современны.
Это честь, совесть, человеческое
достоинство, верность своему долгу. И,
раскрывая эти проблемы на ярком и богатом
материале, писатель воспитывает молодое
поколение, формируя его нравственный
облик. Но главная проблема творчества
Быкова — это, безусловно, проблема
героизма. Однако писателя интересует
не столько его внешнее проявление,
сколько то, каким путем человек приходит
к подвигу, к самопожертвованию, почему,
во имя чего совершает героический
поступок. Пожалуй, одной из характерных
особенностей военных повестей Быкова
является то, что он не щадит своих героев,
ставя их в нечеловечески трудные
ситуации, лишая возможности пойти на
компромисс. Положение таково, что человек
должен немедленно сделать выбор между
героической смертью или позорной жизнью
предателя. И делает это автор не случайно,
ибо в обычной обстановке характер
человека не может раскрыться полностью.
Так происходит и с героями повести
"Сотников".
Через
всю повесть проходят два героя — бойцы
одного партизанского отряда, которые
морозной, ветреной ночью отправляются
на задание. Им во что бы то ни стало нужно
добыть продовольствие для усталых,
измученных товарищей. Но они сразу
оказываются в неравном положении, ибо
Сотников пошел на задание с тяжелой
простудой. Когда Рыбак с удивлением
спросил его, почему он не отказался,
если болен, то Сотников кратко ответил:
"Потому и не отказался, что другие
отказались". Эта выразительная деталь
достаточно много говорит о герое — о
его сильно развитом чувстве долга,
сознательности, мужестве, выносливости.
Сотникова и Рыбака преследует одна
неудача за другой: хутор, где они надеялись
добыть еду, сожжен; пробираясь назад,
они попадают в перестрелку, в которой
Сотников получил ранение. Внешнее
действие, описанное автором, сопровождается
действием внутренним. С глубоким
психологизмом передает писатель чувства
и переживания Рыбака. Сначала он
испытывает легкое недовольство
Сотниковым, его недомоганием, которое
не позволяет им двигаться достаточно
быстро. Оно сменяется то жалостью и
сочувствием, то невольным раздражением.
Тем не менее ведет себя Рыбак вполне
достойно: помогает Сотникову нести
оружие, не бросает его одного, когда тот
не может идти из-за ранения. Но все чаще
и чаще в сознании Рыбака возникает мысль
о том, как спастись, как сохранить свою
единственную и неповторимую жизнь. Он
вовсе не предатель по натуре и тем более
не замаскировавшийся враг, а нормальный
крепкий, надежный парень. В нем живет
чувство братства, товарищества,
взаимовыручки. Никто не мог усомниться
в нем, пока он находился в обычной боевой
обстановке, честно перенося с отрядом
все трудности и испытания. Но оставшись
наедине с задыхающимся от кашля раненым
Сотниковым среди снежных сугробов, без
пищи и в постоянной тревоге быть
схваченными фашистами, Рыбак не
выдерживает. Внутренний надлом совершается
у героя в плену, когда им особенно властно
завладевает неистребимое желание жить.
Нет, он вовсе не собирался совершить
предательство, он пытался найти компромисс
в той ситуации, когда он невозможен. На
допросе, частично признаваясь следователю,
Рыбак думает перехитрить его. Примечателен
его разговор с Сотниковым после
допроса.
"— Ты
послушай, — помолчав, горячо зашептал
Рыбак. — Надо прикинуться смирными.
Знаешь, мне предложили в полицию, —
как-то сам не желая того, сказал
Рыбак.
Веки у Сотникова
вздрогнули, затаенным тревожным вниманием
сверкнули глаза.
—
Вот как! Ну и что ж — побежишь?
—
Не побегу, не бойсь. Я с ними поторгуюсь.
—
Смотри, проторгуешься, — язвительно
просипел Сотников'.
Рыбак
принимает решение согласиться на
предложение следователя служить
полицаем, чтобы, воспользовавшись этим,
бежать к своим. .Но прав оказался Сотников,
который предвидел, что мощная гитлеровская
машина сотрет Рыбака в порошок, что
хитрость обернется предательством. В
финале повести бывший партизан чю
приказу гитлеровцев казнит своего
бывшего товарища по отряду. После этого
даже сама мысль о побеге кажется ему
неправдоподобной. И, удивительное дело,
жизнь, такая дорогая и прекрасная, вдруг
показалась Рыбаку настолько невыносимой,
что он подумал о самоубийстве. Но даже
этого сделать ему не удалось, ибо полицаи
сняли с него ремень. Такова "коварная
судьба заплутавшего на войне человека",
— пишет автор.
Иной
путь выбирает Сотников, которому гораздо
тяжелее выдерживать и мороз, и
преследования, и пытки. Решившись на
смерть, он пытается своим признанием
спасти ни в чем не повинных людей. Выбор
был сделан им давно, еще до этих трагических
событий. Геройская смерть во имя великой
цели, во имя счастья будущих поколений
— вот единственный возможный для него
путь. Недаром перед казнью Сотников
приметил среди согнанных к этому месту
деревенских жителей мальчонку в старой
отцовской буденовке. Приметил и улыбнулся
одними глазами, подумав в последние
минуты о том, что ради таких, как этот
малыш, идет на смерть.
Страшная
угроза фашизма, нависшая над нашей
страной, заставила на многое взглянуть
другими глазами. Война сообщила понятиям
"родина", "Россия" новый смысл
и ценность. Отчизна в мирное время
казалась чем-то непоколебимым и вечным,
как природа. Но, когда вражеское нашествие
стало всерьез угрожать самому существованию
нашей страны, когда возникла опасность
ее утраты, то мысль о спасении России
воспринималась с обостренной
чувствительностью. Война представила
в новом свете многие привычные понятия
и нормы, выдвинув на первый план высокую
ценность человеческой жизни.
Обращаясь
к военной теме, писатели предпринимали
попытку разобраться в сложных процессах
жизни, в людях трудной судьбы, в трагических
коллизиях, порожденных войной. Драматизм
обстоятельств военного времени послужил
темой многих книг. В повестях В. Быкова
интересен "микрокосм" войны Писатель
сосредоточивает внимание в основном
не на глобальных, широкомасштабных
действиях. В поле зрения, как правило,
попадает или небольшой участок фронта,
или группа, оторвавшаяся от своего
полка. В центре изображения, таким
образом, оказывается человек в
экстремальной ситуации, которая нередко
возникает в военной обстановке. Как
этот человек себя поведет? По-разному...
Но в целом герои Быкова
-
люди гордые и честные, понятие Родины
для них превыше всего.