АКЦЕНТНЫЙ СТИХ — стих, ритм к-рого основан на чередовании ударений при переменном числе безударных слогов как в строке в целом, так и между ударными слогами. А. с. называют также чисто тоническим стихом. Примером А. с. могут служить многие стихи Маяковского:
«Юноше,
обдумывающему
шитье,
решающему —
сделать бы жизнь с кого.
скажу
не задумываясь:
— Делай ее
с товарища
Дзержинского»
(из поэмы «Хорошо!»).
Акцентный стих, тоническое стихосложение, основанное на (примерном) равенстве числа ударений в строке; интервалы между ударными слогами допускаются (в отличие отдольника и тактовика) любые, в том числе превосходящие 3 слога. А.с. бывает только рифмованным (или, в древней германской и кельтской поэзии — аллитерационным); без предсказуемой фонетической поддержки такой стих считается свободным, или верлибром.
А.с. широко употребителен в народном творчестве, в раёшнике (литературная имитация — Сказка о попе и о работнике его Балде Пушкина); в современной культуре образцом А.с. является рэп.
Литературный А.с. наиболее плодотворно разрабатывался с конца XIX века, образцы его имеются у Гиппиус, Блока, Андрея Белого, особенно много — у Кузмина, Саши Чёрного, Маяковского, Шершеневича, Есенина. В советский период А.с. употреблялся заметно реже.