|
Конспект и презентация к уроку развития речи «Полевые растения: пшеница, рожь, овес. Части растений.Конспект и презентация к уроку развития речи «Полевые растения: пшеница, рожь, овес. Части растений. Использование этих растений»Цели: уточнить знания учащихся о культурных полевых растениях: пшеница, овёс, рожь. Расширять представления о строении растений, применении их человеком. Коррекция восприятия; увеличения объема внимания; расширять кругозор, активный словарный запас; Воспитывать интерес к изучению природы родного края, трудолюбие, уважение к людям труда родных мест, бережное отношение к хлебу.
Оборудование: дидактические карточки, таблицы, сюжетные и предметные картинки, мультимедийная установка. Ход урока. I Психолого – педагогическая настройка. Слайд1 Посмотри мой милый друг, Что находится вокруг? Небо светло – голубое, Солнце светит золотое, Ветер листьями играет, Тучка в небе проплывает, Поле, речка и трава, Человек и время года – Это всё вокруг природа. - Мы начинаем урок развития устной речи. - Что мы изучаем на уроках развития устной речи? - Чему учимся на этих уроках? II Проверка домашнего задания. Слайд2 Отгадайте загадку. - Обратите внимание на сравнение – описание, чтобы найти отгадку. Лежало на свету, Бросилось в темноту, Да и там покоя нет: Как – бы вырваться на свет? /семя/ - На прошлом уроке мы говорили о семенах цветковых растений. - Когда собирают семена цветов? - Как правильно их хранить? - Вспомните и расскажите о последовательности прорастания семян. Слайд3 - Расскажите о строении растений. - Какие условия необходимы растению для роста? III. Изучение нового материала. Рефлексия. Сегодня мы продолжим знакомиться с растениями. Только это другая группа растений. - Где высаживают цветы? - А эти растения растут не на клумбе, не в огороде, а в поле. Поэтому они называются полевые растения. Слайд4 Какие полевые растения знаете? Отгадайте загадку: С неба солнце золотое Золотые льет лучи. В поле дружною стеною золотые усачи. Для выпечки хлеба годится Озимая и яровая … (пшеница). - Пшеница растет в поле, значит это какое растение? /полевое/ Слайд5 Это так же и зерновая культура. Как вы думаете, почему её так называют? Рассмотрите зерна пшеницы, потрогайте их, опишите, какие они? Слайд6 Зерна –это семена пшеницы. Какие еще части у пшеницы есть? Слайд7 -Корень /значение/ -Стебель /значение/. Стебель у пшеницы внутри пустой или полый. Поэтому его еще называют соломиной. -Листья /значение/. -Колос. -Задание: Составьте растение пшеницы из разрезных частей. /приложение/ Вывод: Итак, с помощью своих частей растение… /питается, дышит/. При подготовке к уроку вы учили стихи о полевых растениях. Расскажите стихотворение о пшенице. 3 группа – выразительное чтение текста. У пшеницы путь особый, Чтобы зёрна стали сдобой Нужно солнышком налиться, Дождевой воды напиться, Постоять под небесами Золотыми колосками, Покачаться на ветру И однажды поутру Соберут в снопы пшеницу, Увезут в село, в станицу На крылатой мельнице зёрна перемелются чьей-то доброю рукой Станут зёрнышки мукой. - Какое отношение к колосьям пшеницы передал автор? - Почему это растение уважают, почитают на Руси? - Пшеница могла бы стать символом Кубани, потому что Краснодарский край является основным поставщиком для России зерна пшеницы. А для чего хлеборобы выращивают пшеницу? /применение/ Слайд 8 Раскрасьте колос пшеницы на рисунке./приложение/ Название следующего полевого растения узнаете, сложив в слово буквы. /приложение/
Рассмотрите иллюстрацию овса. Слайд 9 Подберите слова для составления предложений об этом растении. /3 группа – чтение составленных предложений/. Слайд 10 Овёс растет в поле, значит это ……./цветочное, полевое/ злаковое растение. Растение овса состоит из … /корень, стебель, листья, колос/. У овса пышный …/колос/, который еще называют метелкой. Овёс – культура /ценная, бесполезная/. Из зерен этого растения изготавливают… Слайд11 На таблице найдите метёлку овса и раскрасьте её. /приложении/ Физминутка.
Что две недели зеленится, Две недели колосится Две недели отцветает, Две недели наливает, Две недели подсыхает?... /рожь/ Слайд13 Рожь – это самое высокое неприхотливое злаковое растение. Из зерен ржи пекут ржаной хлеб. Раньше на Руси ржаной хлеб был самым распространенным, а белый пшеничный хлеб ели только по праздникам. Об этом растении народ сложил пословицы, поговорки: Слайд14 Гречневая каша – матушка наша, хлеб наш ржаной – отец наш родной. Как вы понимаете смысл этой пословицы? Коли в мае дождь, будет и рожь. - Как понимаете смысл? Стихотворение /домашнее задание/, 3 группа – выразительное чтение стихотворения. Ржаной росток зеленый Оглядывает поле, Смешной и удивленный, Как первоклашка в школе.. Его расти научит Любой весенний дождик, А каждый вешний лучик Раскрасит, как художник. Он вместе с близнецами Так быстро станет взрослым, Что скоро даже с нами Померяется ростом.
Раскрасьте ржаной колос. /приложение/ IV.Вывод – закрепление. Пшеница, овес, рожь растут в поле, значит они…/ полевые злаковые растения/. Слайд15 - Сравните все растения: пшеница, овес, рожь. - Что общего у этих растений?? - Чем они отличаются? Работа по группам. - Дополнить рассказ о растениях поля. О каком растении говорится?
- Мы разобьемся на группы. Каждой группе я дам карточку. Вы прочитаете, обсудите о каком растении говорится в тексте.
- Какие поля остались незанятыми? - Какие растения растут на кукурузном и поле подсолнечника? Об этих растениях мы поговорим на следующих уроках. Итог урока. Продолжите предложения, выбрав начало словами: Слайд16 «Я узнал…» «Я повторил…» «Я удивился…» «Я запомнил…» Домашнее задание: 1, 2 группа – подготовить рассказ об одном из растений поля. 3 группа – чтение предложений об 1 из полевых растений /по выбору/.
ПРИЛОЖЕНИЕ. ---------------------------------------- ------------------------------------------- --------------------------------------------
-------- зерновое растение, которое человек выращивает, т.к. она ценная. Полевое растение, которому нужно много солнца, тепла и воды. Её высевают осенью, поэтому называют озимой. Из зерен этого растения делают муку, пекут белый хлеб, печенье, крупу…. --------------------------------------------------------------------------------------------------- -----------самое высокое неприхотливое злаковое растение. Она растет в поле, поэтому относится к полевым растениям. Мука из её зерен– ржаная мука. Из ржаной муки пекут темный хлеб, печенье…, делают… ------------------------------------------------------------- – ----------- злаковое растение, имеющее пышный колос. Ценная культура, потому что из его зерен, делают муку, крупу «Геркулес», хлопья, варят кисели, каши |
Loading
|