Как и во многих других пьесах
Вампилова, быт в «Утиной охоте» имеет
определенную смысловую и художественную
значимость. Правда, на сочном, ярком и
живописном фоне остальных вампиловских
пьес бытовая обстановка «Утиной охоты»
выглядит почти стерильной, заведомо
огражденной от случайностей и
неожиданностей жизни. Более того, быт
в пьесе выглядит омертвевшим Он словно
отделен завесой от читателя.
Не
будет ошибкой сказать, что предметно-бытовой
мир «Утиной охоты» в значительной мере
условен (как, например, условно городское
жилье Зилова и Галины). На это, в частности,
указывает первая ремарка пьесы, которая
подчеркивает безындивидуальность,
типичность всего, что находится в
квартире нового типового дома: «Входная
дверь, дверь на кухню, дверь в другую
комнату одно окно. Мебель обыкновенная...
окно видны последний этаж и крыша
типового дома, стоящего напротив»
Показательно, что в ходе пьесы детали
обстановки не уточняются и не
конкретизируются, за исключением
нескольких символических предметов,
проясняющих смысл образа Зилова, характер
его воспоминаний. Среди них венок,
телефон, фотография Зилова на охоте,
его охотничьи принадлежности, плюшевый
кот.
Зилов и Галина
переезжают в новую, первую в их жизни
квартиру. И, кажется, это должно изменить
их жизнь и быт в лучшую сторону. Однако
новое помещение никак не становится их
домом. Садовая скамейка, принесенная
на новоселье Кузаковым, здесь так же
желанна, как в сквере, а отсутствие
мебели является всего лишь неудобством
Интересен эпизод, когда вошедший в
пустую, необставленную квартиру Саяпин
дополняет ее в своем воображении всем,
чего здесь не хватает: «Здесь будет
телевизор, здесь диван, рядом холодильник.
В холодильнике пиво и прочее. Все для
друзей». Как видим, воображение героя
не идет дальше обыденного, типового,
стандартного жизненного уклада. Перед
нами картина полностью обезличенного
жилья.
Зилов и Галина
справляют новоселье, но не складывается
впечатление, что для них оно желанно и
необходимо. Нет ни радости от обретения
своего собственного домашнего угла, ни
наслаждения комфортом. В этом новоселье
нет, не только быта. Люди забыли даже
простые ритуалы: никто не знает, что и
как полагается делать, что говорить,
что чувствовать при превращении
«строения», жилплощади в дом. Какое-то
уродливое, искаженное напоминание об
этих обычаях входит с Верой: вместо
живой кошки, символа домашнего очага,
покоя и уюта, она приносит в дом плюшевого
кота.
Быт пьесы был
бы не полон без двух важных реалий —
окна и дождя за окном. Показательно, что
в минуту душевного напряжения лицо
Зилова всегда обращено к окну, то же
касается Галины и даже самого автора,
внимание которого почти всегда приковано
к окну. Окно можно считать пограничьем
между бытовой и внебытовой жизнью в
пьесе. Знаком последней служит
дождь.
Плоскому миру
бытовой повседневной жизни в пьесе
противопоставлен другой мир — мир
охоты. С одной стороны, охота — это
природа, мир свободы, одухотворенности,
одиночества, нравственного очищения,
мир той высшей духовности, которой так
не хватает герою. С другой стороны, охота
— один из самых чудовищных символов
убийства. Убийства, которое цивилизация
узаконила и возвела в ранг респектабельного
развлечения. Именно эта двойная суть
охоты — очищение, приобщение к духовному
началу и убийство — полностью реализуется
в пьесе. Жизнь истончается, иссякает
из-за отсутствия в ней подлинности,
живого тока крови и живого тепла, жизнь
не уходит, но рассыхается: все — «картон
и штукатурка». Этот ход превращения
живого в неживое в пьесе неумолим.